Всемирный день авиации и космонавтики
12 апреля 2012
12 апреля весь мир отмечает День космонавтики. До 2011 года этот день был праздником только в России и странах бывшего СССР. В прошлом году, в связи с 50-летием первого полета человека в космос, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой День космонавтики теперь ежегодно отмечают на международном уровне.
Тверской государственный университет, как крупный научно-исследовательский комплекс, внес свой вклад в освоение космоса. Как это произошло – узнаете из интервью с доктором биологических наук, заведующим кафедрой анатомии и физиологии человека и животных, профессором Владимиром Ивановичем Миняевым.
- Владимир Иванович, насколько нам известно, Вы имеете отношение к исследованиям, связанным с космосом. Расскажите, пожалуйста, о своем участии в таком проекте, как «Федеральная космическая программа РФ».
- Я действительно участвовал в космической программе, которую Вы назвали. Это довольно интересная история. В начале 1990-х годов на одном из съездов физиологов профессор из Института возрастной физиологии делала доклад. Исследовалась динамика показателей дыхания на протяжении суток. В ответ на мой вопрос «Каким образом определялись параметры дыхания ночью?» выяснилось, что через каждый час пациента будили, вели в кабинет функциональной диагностики и определяли параметры дыхания. Конечно, результаты такого исследования вряд ли можно считать корректными. Появилась идея – создать такой метод, который позволял бы регистрировать дыхание, когда человек не знает, что оно регистрируются. Объединились с физиками и математиками университета. Начались поиски.
Известно, что человек дышит за счет двух групп мышц - диафрагмы, и межреберных мышц, которые и морфологически, и функционально, и регуляторно самостоятельны. Поэтому в основу метода была положена регистрация грудных и брюшных дыхательных экскурсий, которые затем преобразовывались в объемные. Таким образом, мы первые у нас в стране и за рубежом стали определять грудные и брюшные вклады в дыхательные объемы в объемных единицах. Кстати, этот метод был запатентован. Систему мы назвали «Спиро».
Затем исследования, гранты, публикации, защиты диссертаций. Наши исследования заинтересовали лабораторию физиологии дыхания Института медико-биологических проблем РАН. К нам приехали зам. директора Института академик В.М. Баранов и профессор М.А. Тихонов с предложением приобщиться к исследованиям функции дыхания у космонавтов с использованием нашего метода. По нашему техническому заданию предприятие «Биофизприбор» из Санкт-Петербурга создало аппарат. Математики ТвГУ разработали программное обеспечение. Так был создан комплекс «Дыхание-1», который был внедрен на международную космическую станцию.
Исследование функции дыхания в процессе длительных космических полетов было проведено с участием экипажей 15, 16, 17, 18 экспедиций. Космонавты предварительно на земле обучались самообследованию с использованием комплекса «Дыхание-1». Параметры дыхания регистрировались перед полетом, трижды в полете, и после приземления. Надо отметить, что космонавты с интересом и ответственно отнеслись к этим исследованиям.
- Так какие же особенности дыхания космонавтов в космосе?
- Механизмы регуляции дыхания и произвольного управления дыхательными движениями несколько нарушаются в переходные периоды – в начале полета и после приземления. В процессе длительного до 180 суток полета космонавты управляют своим дыханием даже несколько лучше, чем на земле.
- Можно ли где-то увидеть Вашу разработку?
- Комплекс «Дыхание-1» существует, к сожалению, лишь в 2 экземплярах: один из них на МКС, другой – в Институте медико-биологических проблем.
- Ведутся ли сейчас какие-то исследования в «космическом» направлении?
- Космический эксперимент с нашим участием закончен. Защищены отчеты, опубликованы статьи, написана коллективная монография, посвященная медико-биологическим исследованиям на МКС. Одна их глав этой монографии написана нами.
- Владимир Иванович, а Вы сами никогда не хотели стать космонавтом?
- В 1961 году, когда Гагарин полетел в космос, я 25-летним заканчивал вуз и хорошо понимал, что стать космонавтом нереально.
Космонавт – это трудная, до сих пор опасная профессия. Она – удел избранных.
- Как Вы считаете, будут ли продолжены исследования, связанные с космосом, в нашем университете?
- В ближайшее время наше участие в космических экспериментах не планируется.
В настоящее время в соответствии с Госзаказом наш коллектив реализует трехлетний проект, посвященный исследованию функциональных взаимоотношений систем дыхания и кровообращения при различных специфических и неспецифических воздействиях - при добавочном сопротивлении дыханию, при различных положениях тела относительно вектора гравитации, в том числе и при антиортостатическом положении, в какой-то степени, моделирующей невесомость для жидких сред организма.
Беседовала: Мария Губанова.