Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Тверской государственный университет

×
О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураПартнеры и общественные организацииИсторияПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
Партнеры и общественные организации
История
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеНормативные документыФакультеты и институтыОбразовательные программыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Нормативные документы
Факультеты и институты
Образовательные программы
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалОтдел диссертационных советов и докторантурыПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"Результаты научной деятельностиНаучно-исследовательская база
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Отдел диссертационных советов и докторантуры
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Результаты научной деятельности
Научно-исследовательская база
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИЦентр изучения и тестирования китайского языка
Центр международного сотрудничества
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр изучения и тестирования китайского языка
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Новости

Детство в прифронтовой полосе: из воспоминаний Льва Андреевича Медведева

Детство в прифронтовой полосе: из воспоминаний Льва Андреевича Медведева

21 июня 2022

Лев Андреевич Медведев

Лев Андреевич Медведев – кандидат исторических наук, профессор.

Лев Андреевич Медведев родился в 1928 г. в деревне Кармашовка Лопасненского района (ныне Чеховского района) Московской области в семье крестьян-середняков. Во время Великой Отечественной войны Лев Андреевич вместе со сверстниками с августа по октябрь 1941 привлекался к деятельности истребительного батальона. Об этом периоде он вспоминает так:

«Мне было всего 13 лет, и я очень быстро взрослел в связи с теми обстоятельствами, которые происходили в нашей глухой местности. Я родился в Московской области, в деревне Кармашовка. Это на стыке Московской и Калужской областей, вдали от дорог. Ближайший город в 30 км — Лопасня, сегодня Чехов. И туда можно было добраться только на машине, которая возила дрова. До Серпухова тоже было 30 км, но там была узкоколейка, по которой можно было иногда подъехать, а так 30 км пешком туда и сюда. Поэтому казалось, что война в наши края не может прийти никогда. Кому нужна такая глушь? Тем не менее мне пришлось пережить именно обстановку фронта, когда в нашей деревне проходил передний край обороны в период Московской битвы. По деревне протекала река Нара. Наш берег левый — высокий, а правый — довольно низкий, лесистый. На той стороне вообще было мало деревень.

Река Нара недалеко от деревни Кармашовка
Река Нара недалеко от деревни Кармашовка

О войне мы услышали, когда шли купаться 22 июня. Спускались с горы на любимое место купания и видим — бежит председатель сельского Совета и говорит: “Ребята, война!” Мы не сразу осознали, что такое война. Ну, где-то была финская война, где-то там на Хасане были сражения. Председатель сказал, что надо быстро собраться у сельсовета в деревни Дубровка – там будет митинг. Мы все, конечно, сразу туда. Все наши ребячьи забавы прекратились, и там мы услышали, что Германия напала на нашу страну и прозвучал призыв, что каждый должен серьёзно подумать, что он может сделать для помощи нашим солдатам, которые уже начали сражаться. Мы думали, что это особенно нас не касается. Но через некоторое время, в сентябре, когда надо было начинать учёбу, в нашу деревню прибыли войска и стали располагаться на берегу вдоль всей деревни – копать окопы и блиндажи. Это было интересно: общение с солдатами, мы в первый раз видели оружие, которое у них было, установка пулемётов на укреплениях.

В это время нас организовали в так называемый “истребительный батальон”. Нам объяснили, что мы должны искать диверсантов, собирать и сжигать вражеские листовки, которые были написаны в оскорбительных выражениях. Мы должны были стараться не допускать панические настроения, укреплять дух, потому что мы всё равно должны победить. А потом война стала для нас понятна как страшное явление. Через деревню днём и ночью проходили группы солдат. Мы слышали тревожные разговоры о том, почему мы отступали, почему полная дезорганизация, почему нет никого из старых командиров, которые остановили бы бегущих? А были те, которые говорили, что это всё временно. Так, я понимаю, в избе солдаты сидели за чаем, а я — за деревянной перегородочкой и всё слышал, о чём они говорили. Я тогда сопереживал тому, который говорил: “Это временные трудности, которые надо пережить”. Близость фронта проявлялась в том, что немцы начали бомбить позиции наших солдат, но неудачно. Всё мимо да мимо. Только одна бомба попала в середину деревни. Мы наблюдали воздушные бои над нашей территорией, и, к сожалению, все были поражены тем, что наших часто сбивали. Немецкие самолёты сбивали наших и сопровождали подбитые самолёты, пока они не рухнут. Мы к этим самолётам, которые взорвались, ходили. Поблизости от нас упало несколько самолётов. Лётчики погибли. Долго шло сражение за рекой Буриново. Там много погибло наших солдат. Ребята ходили на это побоище. Очень много лежало там убитых, неубранных, много оружия всякого принесли с собой: патроны, винтовки и даже автоматы. У меня была немецкая винтовка, хотя патронов к ней не было. Вскоре наша деревня стала передовым рубежом обороны на подступах к Москве, и поэтому населению было предложено эвакуироваться. Каждый стал думать, куда перебраться. Уехали и мы к родственникам в деревню Шахлово — это 10 км в сторону Серпухова.

Потом, в конце декабря, когда началось наступление под Москвой, мы стали возвращаться домой. Это было ликование, как к Новому году, который встречали в своём доме. С 1 января мы пошли в школу. Когда растаял снег, наступила весна, все берега реки и заливные луга оказались заминированы.

Председатель сельсовета пытался договориться по телефону, чтобы прислали сапёров, но никто не прибыл. Время шло, и некоторые ребята подорвались, скот подрывался. Мы решили разминировать сами день за днём. А куда всё это девать? Какую-то часть израсходовали на баловство — взорвали для потехи, а другую — зарыли в землю. Только летом прибыли сапёры, выкопали мины и увезли их с собой.

У нас не было трусости, желание было что-то делать, помогать нашим родителям — мамам, бабушкам. Не было мужчин, и все тяжёлые работы достались нам, ребятам. Мне пришлось заготавливать дрова, косить. Это главный был труд — накосить на колхоз, накосить на свою корову. В Серпухове как учащиеся педучилища мы работали на торфоразработках, на заготовке дров для фабрик города, разгружали баржи с капустой, морковью, свеклой, картофелем. Жизнь продолжалась, жизнь шла. Особенно когда фронт ушёл далеко на запад. Потом возвращались уже раненые, с ними много общались. Деревня наша небольшая, всего 26 домов, но семьи были очень многодетные. Ребят было много. До войны все ребята такие рослые, у нас волейбол любили, в футбол всё играли. Началась война, их забрали в армию. У них как раз возраст подошёл. И они все участвовали в битве под Москвой. Плохо обученные, ещё совсем незакалённые, пошли и своей грудью закрыли страну и погибли. Такая вот страница, такая история. Дети войны…»

Во время войны, в 1943 г., Льву Андреевичу удалось закончить школу, а в сентябре того же года он поступил в Серпуховское педагогическое училище. Лев Андреевич Медведев закончил это учебное заведение с отличием и был направлен для продолжения учёбы в Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской, и с сентября 1946 г. он стал студентом исторического факультета. В 1950 г., окончив институт с отличием, Лев Андреевич был рекомендован учёным советом в аспирантуру по кафедре новой и новейшей истории. Через два года он начал работать ассистентом кафедры новой и новейшей истории. В 1954 г. Лев Андреевич Медведев защитил диссертацию, и решением Совета Московского областного педагогического института ему была присуждена учёная степень кандидата исторических наук.

 Аспиранты. 1951-1954 гг., Л. А. Медведев крайний слева.
Аспиранты. 1951-1954 гг., Л. А. Медведев крайний слева.

Успешно проработав семь лет в Свердловском государственном педагогическом институте, Лев Николаевич решил перебраться поближе к родным местам. В 1962 г. по конкурсу он был избран доцентом кафедры истории историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института имени М. И. Калинина. В 1967 г. последовала реорганизация историко-филологического факультета. Кафедру истории разделили на две: кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории. Чуть позже, в 1968 г. Лев Андреевич Медведев был назначен деканом исторического факультета. На этом посту он внёс весомый склад в развитие факультета в период преобразования педагогического института в университет, возглавив работу по переходу истфака на университетский уровень. В 1972 г. Медведев возглавил кафедру всеобщей истории, а с ноября 1987 г. заведовал кафедрой новой и новейшей истории. В декабре 1992 г. он был переведён на должность профессора этой кафедры.

На протяжении долгих лет Лев Андреевич Медведев занимался не только профессиональной деятельностью , но и активно участвовал в общественной жизни университета: являлся лектором Общества «Знания», на протяжении нескольких лет возглавлял в нём секцию лекторов-международников, был редактором факультетской стенгазеты, членом партбюро факультета. За плодотворную работу и многолетний вклад в работу университета Лев Андреевич удостоен множества наград.

Открытие памятника студентам и преподавателям, погибшим во время Великой Отечественной войны, Л. А. Медведев – крайний справа.
Открытие памятника студентам и преподавателям, погибшим во время Великой Отечественной войны, Л. А. Медведев – крайний справа.

За подготовленный материал благодарим сотрудников Научной библиотеки ТвГУ.

Список литературы:

  1. Евтюхина Ю. История под знаком Льва / Ю. Евтюхина // Тверская Жизнь, 2008. — 28 августа.
  2. Корсаков С. Н. Медведев Лев Андреевич / С.Н. Корсаков, Е.А. Селунская // Корсаков С.Н., Селунская Е.А. Деканы исторического факультета Тверского государственного университета. — Тверь : Тверской государственный университет, 2012. —С. 140–145.
  3. Медведев Л. А. Воспоминания о пережитом / Л. А. Медведев; ГОУ ВПО «Твер. гос. ун-т», Каф. новой и новейш. истории. — Тверь : Тверской государственный университет, 2008. — 160 с.
  4. Место Победы в нашем строю : спец. вып. лирич. альманаха «Иволга» Тверской государственный университет. — Тверь, 2005. — 73 с.
  5. Юбилей в три четверти века // Вестник Тверского государственного университета. —2003. — № 9. — С. 2.

Последние публикации