Женщины в науке: Ольга Юрьевна Ильина — о научном пути, научных интересах, секретах успеха и семейном праве
28 июля 2022
Наука — одна из тех областей, где вопрос о равенстве мужчин и женщин еще совсем недавно стоял наиболее остро. Еще в XIX веке женщинам сложно было поступить в университет, а общество было убеждено, что они менее способны заниматься научной деятельностью, чем мужчины.
Но, несмотря на это, многие женщины посвятили жизнь науке, их изобретения и открытия нередко оказывались революционными, а порой и намного опережали свое время. Сегодня сложно представить какую-либо научную деятельность без участия женщин.
Наш вуз тоже славится женщинами-учеными, которые преданы науке и любимому делу.
О своем научном пути пресс-службе ТвГУ рассказала Ольга Юрьевна Ильина, доктор юридических наук, декан юридического факультета, заведующая кафедрой гражданского права.

— Ольга Юрьевна, расскажите о вашем образовании. Почему вы выбрали юриспруденцию?
— Знаете, во времена моего «абитуриентства» нужно было более ответственно относиться к выбору будущей профессии, поскольку можно было подать документы только в один вуз и только на одну специальность. Я выбрала юриспруденцию, так как воспитана была (родители, кстати, не юристы) в духе справедливости и честности, обоснованной принципиальности. Сдавала только один вступительный экзамен — сочинение, за которое получила «отлично» и была зачислена на юридический факультет Калининского государственного университета. Диплом с отличием и тяга к научным исследованиям обусловили дальнейший путь: стала преподавать, сочетая приобретение практических компетенций преподавателя с обучением в аспирантуре Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а затем и в докторантуре Института государства и права РАН.
— Как складывалась ваша научная карьера? Что предопределило круг ваших научных интересов?
— Юриспруденция — уникальная наука. Права граждан предопределены не только их интересами и усмотрением, но и форматом, демонстрирующим публичный интерес в упорядочивании общественных отношений. Согласитесь, семейные отношения — это наиболее уязвимая сфера с точки зрения злоупотребления правом, необходимости гармоничного соотношения частных и публичных интересов. Именно эта научная тема меня увлекла двадцать лет назад, причем многие вопросы сохраняют свою актуальность и дискуссионность, что в то же время сопровождается появлением новых проблем, нуждающихся в теоретическом осмыслении.
На изменения именно в семейных отношениях в большей степени реагирует государство либо посредством установления правовых предписаний, либо игнорируя соответствующую социальную потребность, признавая ее неприемлемой для традиций и правопорядка нашей страны. Например, в далеком 1994 году суррогатное материнство воспринималось обществом как совершенно чуждое явление, а сейчас уже на уровне Конституционного Суда Российской Федерации позиционируется необходимость защиты прав и интересов мужчин, являющихся единственным родителем ребенка, выношенного суррогатной матерью.
Совершенно не случайны и поправки в Конституции Российской Федерации, свидетельствующие об усилении публичного интереса в сохранении традиционных семейных ценностей, в том числе при заключении брака, воспитании детей.
Для меня семейно-правовая проблематика привлекательна еще и тем, что наука семейного права предполагает комплексный подход. Зачастую лишь взаимозависимость и взаимообусловленность вопросов различной отраслевой принадлежности позволяют исследовать те или иные темы. Допустим, семейно-правовая ответственность родителей в сочетании с административно-правовыми и уголовно-правовыми аспектами и т.п.
На пути научном нет никаких трудностей. Это же творческий процесс!
— С какими трудностями приходилось сталкиваться на пути научного становления? Как удается совмещать профессиональную деятельность и семейный быт?
— Удивительно, но на пути научном нет никаких трудностей. Это же творческий процесс: идея может появиться совершенно неожиданно, и нужно лишь найти время, чтобы «сложить пазл» и представить результат в форме тезисов, статьи или просто выступления на различного рода мероприятиях. Признаюсь, весьма захватывает научная дискуссия, поскольку даже в ходе собственного выступления могут появиться новые идеи и направления, не говоря уже о выступлениях коллег!
Я люблю «петь песнь о праве семейном» и на занятиях. Бакалавры изучают семейное право на 4 курсе, уже имея определенный социальный опыт и относительно сформированное представление об организации семейной жизни. Предпочитаю провоцировать студентов на дискуссию, для участия в которой необходимо изучить не только соответствующие нормы действующего законодательства, но и позиции представителей науки семейного права, материалы правоприменительной практики. Совершенно другой уровень научно-исследовательской работы на магистерской программе «Правовые основы семьи и брака», руководителем которой я являюсь уже десять лет. Магистранты проводят самостоятельные научные исследования, соучастие в которых позволяет расширить спектр вопросов, выявить новые направления.
Вижу скрытый ваш вопрос, не буду лукавить в ответе на него, конечно же, профессиональная деятельность занимает много времени в моей жизни. Но семья от этого не страдает. Наоборот, взаимопонимание и поддержка. И дома принято говорить только о позитивном, либо интересном для меня как для ученого. Я могу поделиться, например, информацией о поездке на конференцию, о резонансном судебном решении, о публикации в интернете на семейно-правовую тематику или же, наоборот, кто-то из членов семьи что-то подобное расскажет. Все другие рабочие вопросы остаются в кабинете.
— Почему вы предпочли научные исследования и преподавательскую деятельность практическому применению знаний (работе в МВД, судопроизводстве и др.)?
— Моя мама — учитель, поэтому образ учителя/преподавателя, очевидно, был сформирован с детства. Вы знаете, мое участие в деятельности органов правоприменения лишь стимулирует научную деятельность, поскольку я могу получать инсайдерскую информацию. Я имею в виду научно-консультативный совет при Верховном суде РФ, Методический совет при Министерстве юстиции РФ, экспертные советы в Государственной думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Кстати, я достаточно часто приглашаю на парламентские слушания наших студентов, что весьма полезно для формирования их общекультурных и профессиональных компетенций.

— Ольга Юрьевна, нужны ли какие-то особые качества, чтобы добиться успеха? Что из того, о чем вы мечтали в юности, воплотилось в реальность?
— Успех приходит только к тем, кто идет к нему. Конечно же, целеустремленность, настойчивость, амбициозность, ответственность и постоянное самосовершенствование. Я очень люблю учиться. Именно учиться. Повышение квалификации иногда объективно необходимо, иногда субъективно интересно.
В текущем году (поясню: год моего 50-летия, не скрываю) я часто произношу фразу: «Половину жизни я точно прожила, в другую половину нужно что-то новое, но уже с учетом опыта». Я состоялась в профессии, у меня есть семья, уже внук подрастает, вот оно — счастье.

Я состоялась в профессии, у меня есть семья, уже внук подрастает, вот оно — счастье.
— Какими своими достижениями вы особенно гордитесь?
— Гордость — не для меня. Ценю возможности. Возможность профессионального и личного общения. Но в отношении профессиональной деятельности хочу упомянуть свою монографию «Права отцов: де-юре и де-факто», изучив которую один из отцов дошел до Европейского суда и защитил свои права. Было приятно неожиданно получить от него благодарственное письмо. Вот такие практически значимые последствия имело теоретическое исследование.
— Что посоветуете и пожелаете женщинам, только вступающим на путь служения науке?
— Посоветовать могу только одно — правильно расставлять приоритеты и гармонично сочетать работу и семью, а служение науке — оно или есть, или его нет.
Пресс-служба ТвГУ благодарит Ольгу Юрьевну за интервью и за сотрудничество и желает новых профессиональных и личных успехов!