Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Тверской государственный университет

×
О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураИсторияАссоциация выпускниковПопечительский советПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеЛицензирование и аккредитацияНормативные документыФакультеты и институтыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Лицензирование и аккредитация
Нормативные документы
Факультеты и институты
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалПодготовка кадров высшей квалификацииПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваАкадемическая мобильностьМеждународные проектыОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр международного сотрудничества
Академическая мобильность
Международные проекты
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Новости

«Годы, проведенные в университете, вспоминаются с огромной теплотой»: обращение выпускника КГУ (ТвГУ) В.В. Богатова

«Годы, проведенные в университете, вспоминаются с огромной теплотой»: обращение выпускника КГУ (ТвГУ) В.В. Богатова

1 августа 2022

Своими воспоминаниями о студенческих годах делится академик Российской академии наук, выпускник КГУ (ТвГУ) 1973 года Виктор Всеволодович Богатов.

Мне довелось учиться в Калининском государственном педагогическом институте им. М.И. Калинина на естественно-географическом (химико-биологическом) факультете в удивительно интересное время (с 1968 по 1973 гг.): период реорганизации пединститута в университет. Если еще недавно многие из моих сокурсников и сокурсниц свое будущее связывали исключительно с учительской деятельностью, то новые элементы обучения и предметы, внедряемые в образовательный процесс с 1971 г. (год реорганизации пединститута), открывали возможности для существенного повышения квалификации каждого, кто в этом был заинтересован.

Уже в первый университетский год для преуспевающих студентов 4-го курса, в числе которых оказался и я, вводился индивидуальный план обучения. Нам было предоставлено право выбирать дополнительные профилирующие предметы взамен второстепенных. В свой индивидуальный план я включил несколько биологических дисциплин, в том числе гидробиологию. Для более глубокого освоения этой науки меня несколько раз командировали в Ленинград для консультаций со специалистами из Зоологического института АН СССР (доктором биологических наук А.Ф. Алимовым — одним из ведущих гидробиологов страны, впоследствии ставшим научным руководителем моей кандидатской диссертации; профессором Я.И. Старобогатовым и др.). Даже на сегодняшний день подобная практика выглядит необычной. Но самое удивительное, что студентам, обучавшимся по индивидуальному плану, в тот год разрешили заменить и «научный коммунизм» — «ключевую» общественно-политическую дисциплину того времени. Позже выяснилось, что так поступать было непозволительно и поэтому все те, кто воспользовался этой возможностью, вынуждены были познавать «научный коммунизм» экстерном.

Делегация преподавателей и студентов педагогического факультета Пражского университета на Красной площади в Москве, сентябрь 1972 г. (второй слева — секретарь парторганизации КГУ, третий справа — В. Богатов)
Делегация преподавателей и студентов педагогического факультета Пражского университета на Красной площади в Москве, сентябрь 1972 г. (второй слева — секретарь парторганизации КГУ, третий справа — В. Богатов)

Еще одним новшеством в деятельности нашего факультета стала организация осенью 1972 г. для ограниченного числа студентов производственно-ознакомительной практики на педагогическом факультете Пражского университета в г. Градец Кралове. Надо ли говорить, что столь пионерное мероприятие позволяло получить представления о постановке среднего и высшего образования в развитой социалистической стране из первых рук, познакомиться с условиями быта чешской молодежи (в период практики каждый из нас жил 3 дня в семьях чешских студентов), способствовало развитию международной деятельности молодого университета. Наиболее интересными, на мой взгляд, были занятия по педагогическому ремеслу. В частности, мы посетили показательные уроки по химии в одной из средних школ города, а в телевизионной студии университета нам было предложено выступить с короткими сообщениями перед телекамерой. При этом одновременно мы наблюдали за собственной манерой разговора на экране монитора, а затем с азартом обсуждали свою ораторскую «мастеровитость» при просмотре записей. Кстати, этот педагогический прием позднее мной был применен в Дальневосточном государственном университете в рамках дисциплины «Организация научно-исследовательских работ».

Совместные занятия советских и чешских студентов в телевизионной студии, г. Градец Кралове, октябрь 1972 г.
Совместные занятия советских и чешских студентов в телевизионной студии, г. Градец Кралове, октябрь 1972 г.

Важно отметить, что на факультете, которым в первые годы моего обучения руководил М.Г. Сорокин (териолог и орнитолог), а затем А.В. Гавеман (географ широкого профиля, почвовед, ученик академика А.Е. Ферсмана) и К.Е. Томашевский (териолог, долгое время преподававший в одной из африканских стран), как и на кафедре зоологии, которую в разные периоды возглавляли В.А. Савинов (гельминтолог) и А.И. Зиновьев (орнитолог), господствовал «дух вольности». На семинарах и в частных беседах преподаватели поощряли интерес студентов к современным достижениям бывших «буржуазных наук» — генетике, молекулярной биологии, кибернетике…

Выступление В. Богатова на концерте студентов в г. Градец Кралове, октябрь 1972 г. На заднем плане ― хор чешских студентов
Выступление В. Богатова на концерте студентов в г. Градец Кралове, октябрь 1972 г. На заднем плане ― хор чешских студентов

Приветствовались любые виды творчества. Не случайно естественно-географический/химико-биологический факультет всегда побеждал в университетских конкурсах художественной самодеятельности. Многие девчата из нашей группы были очень музыкальны. Гитара была постоянным атрибутом на студенческих тусовках. Всем студентам, желавшим заниматься научными исследованиями, оказывалась всевозможная помощь и поддержка. Достаточно сказать, что в своих полевых работах по изучению водных моллюсков Калининской области я не испытывал каких-либо проблем с поездками. Меня, например, не задействовали на обязательных осенних сельхозработах, так как в этот сезон я еще путешествовал по озерам. Однако я ни разу не пропускал замечательные полевые практики по зоологии, ботанике, исторической геологии.

Хорошо помню первую зоологическую практику, которая проходила в марте 1969 г. с базированием в усадьбе Василёво (поместье Львовых), что под Торжком. В маршрутах мы передвигались на лыжах и изучали следы животных на снегу. Однажды наш маршрут проходил через небольшой деревенский погост, и вдруг на одной из могильных плит за ажурной оградкой мы разглядели строки:

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».

Это была могила Анны Петровны Керн в окружении могил своих родственников. Рядом с плитой пристроился ангел из белого камня (как позже выяснилось — работа Петра Клодта). Через несколько лет я вновь посетил это место. Вокруг обновленной могилы была расчищена широкая площадка для прохода экскурсионных групп, а один из экскурсоводов пояснял собравшимся, что при подготовке очередного юбилея Пушкина и обустройстве погоста точное местонахождение могилы Керн было утрачено, а то, что мы видим — это условная могила Анны Петровны…

Усадьба Василёво, один из гротов «Чертова моста», март 1969 г. Позируют студенты группы «Б» (в левом проеме — В. Богатов)
Усадьба Василёво, один из гротов «Чертова моста», март 1969 г. Позируют студенты группы «Б» (в левом проеме В. Богатов)

Еще до получения диплома меня пригласили на должность стажера-исследователя в недавно созданный Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) АН СССР, точнее — в новую лабораторию гидробиологии отдела гидрологии и гидрогеологии Тихоокеанского института географии в Хабаровске (сам институт базировался во Владивостоке), куда я и выехал после годичной службы в Советской Армии. В задачу лаборатории входило изучение биоразнообразия и биопродуктивности бассейна Амура — одного из крупнейших речных бассейнов мира. Открывались широчайшие возможности для исследования биоты этой уникальной и малоизученной водной артерии.

Замечу, что 1970-е годы современники часто называют «эпохой застоя», однако в организации научно-исследовательских работ в то время никакого «застоя» мы не наблюдали. Причем наиболее значимым для развития отечественной науки оказался 1957 год, когда по инициативе академика Михаила Алексеевича Лаврентьева создавалось Сибирское отделение АН СССР с центром в Новосибирске. Число новых научных учреждений за Уральским хребтом росло небывалыми темпами. Только на Дальнем Востоке с 1959 по 1969 гг. было организовано 7 крупных научно-исследовательских институтов. Все это способствовало тому, что в 1970 году на базе созданных научных учреждений и был образован самостоятельный ДВНЦ (ныне — Дальневосточное отделение Российской академии наук), Президиум которого разместился во Владивостоке. Центр возглавил известный советский географ, участник четырех антарктических экспедиций, руководитель геофизических экспедиций АН СССР в Восточную Африку, член-корреспондент АН СССР Андрей Петрович Капица. Только в следующие 3 года в составе Центра было организовано еще 7 (!) новых институтов, в том числе и Тихоокеанский институт географии, который также возглавил А.П. Капица.

Десятки, а то и сотни молодых специалистов, закончивших центральные вузы страны — в основном из Москвы, Ленинграда, Минска и других городов СССР, направлялись на работу в новый ДВНЦ. Многие из молодых ученых, завершив свои исследования и защитив кандидатские диссертации, возвращались обратно, другие оставались на Дальнем Востоке, возглавив в дальнейшем важнейшие научные направления. Среди тех, кого Дальний Восток покорил, оказался и я.

На одном из научных молодежных семинаров. Хабаровск, 1976 г. (второй слева — В. Богатов)
На одном из научных молодежных семинаров. Хабаровск, 1976 г. (второй слева — В. Богатов)

В завершение своего обращения хочу заметить, что учеба в Калининском (Тверском) государственном университете обогатила меня не только современными знаниями, но и позволила почувствовать вкус научного творчества, определила мои дальнейшие планы по жизни. Годы, проведенные в стенах университета, всегда вспоминаются с огромной теплотой.

Мне хотелось бы пожелать студентам Тверского университета дорожить теми возможностями, которые вам дарит студенческая пора. В университете вы имеете реальный шанс воплотить мечту в реальность или найти свое предназначение! Хороших вам отметок и удачи!

Преподавателям университета я бы пожелал крепкого здоровья, больших профессиональных и творческих успехов, а Тверскому государственному университету процветания и развития!

Июль 2022 г. Владивосток.