Золотая пора: интервью с проректором Н.Е. Сердитовой ко Дню студента
25 января 2023
В День студента мы беседуем с проректором по образовательной деятельности и молодежной политике, доктором географических наук, профессором Натальей Евгеньевной Сердитовой.
— Все мы бывшие студенты, и Татьянин день – праздник святой. Как бы Вы посоветовали его провести, Наталья Евгеньевна?
— В традициях российского студенчества отмечать Татьянин день с размахом, шумно и весело. Мы будем скромнее, чем нам это знакомо из истории. Предполагается несколько форм празднования. На факультетах пройдут встречи с выпускниками, которые добились успехов в своей профессии и благодарны университету. Важно, что эти выпускники могут быть потенциальными работодателями в будущем для нынешних студентов. Такие встречи всегда интересны и полезны.
Отличники учебы, спорта, активисты, волонтеры были приглашены на чаепитие с врио ректора С.Н. Смирновым. Это проверенная форма общения. «Чаепитие с ректором» проходит в доброй дружественной непринужденной обстановке. Завершится Татьянин день на катке «Орбита». Там задумана большая программа, с розыгрышами и конкурсами, будет весело, интересно, и примут участие сразу несколько вузов Тверского региона.
Все мои верные, настоящие и дорогие подруги, так сложилось, со студенческой скамьи. Дружим до сих пор, разумеется.
— Наталья Евгеньевна, а для Вас студенчество — это…?
— Как для всех — пора возможностей, новых знакомств, самореализации и обретения друзей на всю жизнь. Закончена школа, мы уже не дети, но еще и не совсем взрослые. С надеждой, воодушевлением смотришь в будущее, начинаешь постигать будущую профессию, думаешь, что все тебе по плечу, и только ты и способен сделать этот мир лучше... Появляется самая крепкая дружба. Все мои верные, настоящие и дорогие подруги, так сложилось, со студенческой скамьи. Дружим до сих пор, разумеется.
— Вы выбрали своей профессией науку, преподавательскую деятельность. Почему?
— Часто так бывает, что вначале «влюбляешься» не в науку, а в учителя, преподавателя, научного руководителя. Я училась в Российском государственном гидрометеорологическом университете, окончила его в 1994 году. Метеорологию у нас преподавала Елена Георгиевна Головина. Она была моим кумиром и наставником. С ней мы разрабатывали мою первую научную тему «Биометеорология», тогда еще мало изученную, но чрезвычайно актуальную. Тогда и заинтересовала наука, хотелось быть похожей на моего Учителя.
Преподавать я стала неожиданно для себя очень рано. Умер преподаватель одной совершенно новой для того времени (1994 год!) дисциплины («Экономика природопользования»), и было рекомендовано мне вести этот курс сразу после окончания университета, так как тема моего дипломного проекта была с этим направлением связана. Таким образом, я читала лекции практически своим ровесникам. Конечно, это не было просто, но в этом были и свои плюсы, и все получилось. Со временем нарабатывался опыт, и я горжусь тем, что неоднократно признавалась лучшим преподавателем Гидромета. Призы храню — согревают.
Кстати, с питерским вузом связи сохранились, продолжаем сотрудничать и дружить. Даже лекции читала много лет для студентов дистанционно и ездила по субботам в Санкт-Петербург. В то время это было удивительно, необычно. Теперь же вся жизнь в Твери, здесь родилась и младшая дочь — уже тверитянка.
— Вы уже много лет преподаете, как изменился образ студента за это время?
— Студенты остаются студентами всегда. Разные, но в этом то и прелесть! Более увлеченные знаниями, менее увлеченные. Задача преподавателя — распознать, к чему более склонен человек, к науке, к преподавательской работе или к административной деятельности, и помочь развить эти склонности. Простой тезис — «все студенты и преподаватели разные» — становится принципом организации образовательного процесса, и кардинально меняется все: траектории студентов, дизайн курсов, характер и интенсивность межуниверситетской мобильности.
— Взаимоотношения «студент-преподаватель» сейчас другие? Студенты Вас тоже чему-то учат?
— Учат, еще как! Очень сильно мотивируют к постоянному совершенствованию, образованию. С одной стороны, благодаря революционному развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), никогда в истории человечества не были доступны такие огромные объемы информации практически «на кончиках пальцев». Скорость доступа и объемы огромны. С другой стороны, никогда такие объемы доступной информации не были столь засорены информационным «мусором». Это требует развития особых компетенций у студентов по критическому анализу, оптимальной фильтрации и обработке информации, в том числе для принятия на ее основе решений.
— Наталья Евгеньевна, гордитесь ли Вы своими студентами?
— Конечно. Особенно близкими становятся, как у любого преподавателя, дипломники и аспиранты. Они уже родные люди, когда я узнаю об их успехах в жизни, конечно, горжусь.
Став студентом, постарайтесь не упустить ни одной возможности и везде успеть!
— Какие возможности предоставляет Тверской государственный университет для студентов помимо учебы?
— Сегодня огромное внимание уделяется молодежной политике и воспитательной деятельности в вузах, это одна из основных федеральных повесток. В нашем университете студентам предоставляются поистине неограниченные возможности: это и Центр компетенций, где можно определить уровень надпрофессиональных компетенций, а затем сформировать их; Волонтерский центр со множеством направлений деятельности; молодежный проектный офис, где помогут и научат писать проекты и доводить их от идеи до прототипа; конечно же, спортивный клуб «Атлант»; Культурно-досуговый центр; Центр карьеры; Молодежная биржа труда; туристический клуб; Центр традиционной культуры; Театр-студия «Зеркало»; «Точка кипения» и множество творческих коллективов, клубов и студий. Став студентом, постарайтесь не упустить ни одной возможности и везде успеть!
— Преподавательская, а еще и административная работа вряд ли способны полностью отпустить человека даже во время отдыха. Спасение — в хобби, каких-то увлечениях, помимо профессиональных. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
— Недавно со мной произошел курьезный случай. На Всероссийской образовательной программе «Голос поколения. Проректоры» в Пятигорске во время шуточного опроса мне задали вопрос: «Как Вы готовите?». И я, не задумываясь, пошутила, что я повар со звездой Мишлен (так говорят мои друзья и даже табличку мне со звездами подарили). Ответ поразил. Коллега воспринял это всерьез... Потом пришлось объяснять. Однако, правда заключается в том, что я действительно очень люблю готовить. Это не просто хобби, это образ жизни: вкусно готовить, красиво сервировать для любимых и друзей (тоже любимых). В нашей семье сегодня готовят все. И у всех свои предпочтения. Это очень здорово! Это очень сближает и закладывает семейные традиции.
Еще я люблю… «ремонты», шучу — дизайн. Постоянно что-то перекрашиваю, передвигаю, переставляю, перевешиваю, одним словом, совершенствую пространство вокруг себя в зависимости от времени года и настроения.
И конечно же — цветы! Этим тоже увлечены все в семье, поэтому помощников много, и делать это только все в радость, ну а уж результат…
— Однако Ваше первое домашнее увлечение пришло и в университет... СМИ однажды сообщили, что в студенческом общежитии в роли шеф-повара выступила проректор ТвГУ по образовательной деятельности и молодежной политике, доктор географических наук, профессор Наталья Сердитова…
— Эта идея как раз родилась в Пятигорске. Надо же соответствовать! Готовили и тыквенный суп-пюре, и мидии в сливках (по просьбе студентов, между прочим!), и горячий шоколад с маршмеллоу, разные салаты и пасту. Прошло уже два кулинарных шоу «Готовим с проректором». Я довольна результатом. Скованные вначале ребята в процессе общей готовки раскрывались. Обстановка становилась непринужденной, теплой, как и должно быть в университетской семье. Здесь же смысл не только и ни сколько в том, чтобы вместе приготовить и поесть (хотя это важно!), но в том, чтобы поговорить с ребятами, услышать их и помочь, чем можно. Студентам понравилось, и, если первый раз было 15 человек, во второй пришли 25. Конечно, в конце все было съедено. Одна девушка сказала, что маме позвонит и скажет: «А сегодня для нас проректор готовила!». Мне было приятно. Будем продолжать, ведь известно, что студент — это человек, который вечно хочет спать и есть.
— Какие три книги Вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?
— Если это иностранные авторы, то «Посторонний» Альберта Камю, «1984» Джорджа Оруэлла, сборник рассказов «Мурашки» Бориса Виана. А если наши, то «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», да все у А.П. Чехова, «Дар» В. Набокова. Это книги, которые заставляют думать.
Беседовала: Ольга Суханова, редактор газеты «Вестник ТвГУ».