Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Тверской государственный университет

×
О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
О вузе Оплата услуг Инновационные площадки Руководство Противодействие терроризму и экстремизму Стратегия развития Контакты Учёный совет Фирменный стиль Преподаватели и сотрудники Организационная структура История Ассоциация выпускников Попечительский совет Антикоррупционная деятельность ТвГУ в рейтингах Сведения об образовательной организации Система менеджмента качества
Образование Лицензирование и аккредитация Нормативные документы Факультеты и институты Аспирантура Дополнительное образование Факультативные дисциплины
Наука Конкурсы, гранты, стипендии Научное оборудование Научный потенциал Подготовка кадров высшей квалификации План научных мероприятий Научная документация Научные школы Научные направления Перечень НИОКР Структура
Международное сотрудничество Центр международного сотрудничества Академическая мобильность Международные проекты Оформление документов на обучение Международные программы и гранты Зарубежное партнерство Английская версия
Ресурсы Электронное обучение Фотогалерея Вестник Документы
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Антикоррупционная деятельность
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
Лицензирование и аккредитация
Нормативные документы
Факультеты и институты
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
Конкурсы, гранты, стипендии
Научное оборудование
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Центр международного сотрудничества
Академическая мобильность
Международные проекты
Оформление документов на обучение
Международные программы и гранты
Зарубежное партнерство
Английская версия
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Новости

Золотая пора: интервью с проректором Н.Е. Сердитовой ко Дню студента

Золотая пора: интервью с проректором Н.Е. Сердитовой ко Дню студента

25 января 2023

В День студента мы беседуем с проректором по образовательной деятельности и молодежной политике, доктором географических наук, профессором Натальей Евгеньевной Сердитовой.

Н.Е. Сердитова
Н.Е. Сердитова

— Все мы бывшие студенты, и Татьянин день – праздник святой. Как бы Вы посоветовали его провести, Наталья Евгеньевна?

— В традициях российского студенчества отмечать Татьянин день с размахом, шумно и весело. Мы будем скромнее, чем нам это знакомо из истории. Предполагается несколько форм празднования. На факультетах пройдут встречи с выпускниками, которые добились успехов в своей профессии и благодарны университету. Важно, что эти выпускники могут быть потенциальными работодателями в будущем для нынешних студентов. Такие встречи всегда интересны и полезны.

Отличники учебы, спорта, активисты, волонтеры были приглашены на чаепитие с врио ректора С.Н. Смирновым. Это проверенная форма общения. «Чаепитие с ректором» проходит в доброй дружественной непринужденной обстановке. Завершится Татьянин день на катке «Орбита». Там задумана большая программа, с розыгрышами и конкурсами, будет весело, интересно, и примут участие сразу несколько вузов Тверского региона.

Все мои верные, настоящие и дорогие подруги, так сложилось, со студенческой скамьи. Дружим до сих пор, разумеется.

Наталья Евгеньевна, а для Вас студенчество — это…?

— Как для всех — пора возможностей, новых знакомств, самореализации и обретения друзей на всю жизнь. Закончена школа, мы уже не дети, но еще и не совсем взрослые. С надеждой, воодушевлением смотришь в будущее, начинаешь постигать будущую профессию, думаешь, что все тебе по плечу, и только ты и способен сделать этот мир лучше... Появляется самая крепкая дружба. Все мои верные, настоящие и дорогие подруги, так сложилось, со студенческой скамьи. Дружим до сих пор, разумеется.

Вы выбрали своей профессией науку, преподавательскую деятельность. Почему?

— Часто так бывает, что вначале «влюбляешься» не в науку, а в учителя, преподавателя, научного руководителя. Я училась в Российском государственном гидрометеорологическом университете, окончила его в 1994 году. Метеорологию у нас преподавала Елена Георгиевна Головина. Она была моим кумиром и наставником. С ней мы разрабатывали мою первую научную тему «Биометеорология», тогда еще мало изученную, но чрезвычайно актуальную. Тогда и заинтересовала наука, хотелось быть похожей на моего Учителя.

Преподавать я стала неожиданно для себя очень рано. Умер преподаватель одной совершенно новой для того времени (1994 год!) дисциплины («Экономика природопользования»), и было рекомендовано мне вести этот курс сразу после окончания университета, так как тема моего дипломного проекта была с этим направлением связана. Таким образом, я читала лекции практически своим ровесникам. Конечно, это не было просто, но в этом были и свои плюсы, и все получилось. Со временем нарабатывался опыт, и я горжусь тем, что неоднократно признавалась лучшим преподавателем Гидромета. Призы храню — согревают.

Кстати, с питерским вузом связи сохранились, продолжаем сотрудничать и дружить. Даже лекции читала много лет для студентов дистанционно и ездила по субботам в Санкт-Петербург. В то время это было удивительно, необычно. Теперь же вся жизнь в Твери, здесь родилась и младшая дочь — уже тверитянка.

Вы уже много лет преподаете, как изменился образ студента за это время?

Студенты остаются студентами всегда. Разные, но в этом то и прелесть! Более увлеченные знаниями, менее увлеченные. Задача преподавателя — распознать, к чему более склонен человек, к науке, к преподавательской работе или к административной деятельности, и помочь развить эти склонности. Простой тезис — «все студенты и преподаватели разные» — становится принципом организации образовательного процесса, и кардинально меняется все: траектории студентов, дизайн курсов, характер и интенсивность межуниверситетской мобильности.

— Взаимоотношения «студент-преподаватель» сейчас другие? Студенты Вас тоже чему-то учат?

Учат, еще как! Очень сильно мотивируют к постоянному совершенствованию, образованию. С одной стороны, благодаря революционному развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), никогда в истории человечества не были доступны такие огромные объемы информации практически «на кончиках пальцев». Скорость доступа и объемы огромны. С другой стороны, никогда такие объемы доступной информации не были столь засорены информационным «мусором». Это требует развития особых компетенций у студентов по критическому анализу, оптимальной фильтрации и обработке информации, в том числе для принятия на ее основе решений.

— Наталья Евгеньевна, гордитесь ли Вы своими студентами?

Конечно. Особенно близкими становятся, как у любого преподавателя, дипломники и аспиранты. Они уже родные люди, когда я узнаю об их успехах в жизни, конечно, горжусь.

Став студентом, постарайтесь не упустить ни одной возможности и везде успеть!

Какие возможности предоставляет Тверской государственный университет для студентов помимо учебы?

— Сегодня огромное внимание уделяется молодежной политике и воспитательной деятельности в вузах, это одна из основных федеральных повесток. В нашем университете студентам предоставляются поистине неограниченные возможности: это и Центр компетенций, где можно определить уровень надпрофессиональных компетенций, а затем сформировать их; Волонтерский центр со множеством направлений деятельности; молодежный проектный офис, где помогут и научат писать проекты и доводить их от идеи до прототипа; конечно же, спортивный клуб «Атлант»; Культурно-досуговый центр; Центр карьеры; Молодежная биржа труда; туристический клуб; Центр традиционной культуры; Театр-студия «Зеркало»; «Точка кипения» и множество творческих коллективов, клубов и студий. Став студентом, постарайтесь не упустить ни одной возможности и везде успеть!

— Преподавательская, а еще и административная работа вряд ли способны полностью отпустить человека даже во время отдыха. Спасение — в хобби, каких-то увлечениях, помимо профессиональных. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Недавно со мной произошел курьезный случай. На Всероссийской образовательной программе «Голос поколения. Проректоры» в Пятигорске во время шуточного опроса мне задали вопрос: «Как Вы готовите?». И я, не задумываясь, пошутила, что я повар со звездой Мишлен (так говорят мои друзья и даже табличку мне со звездами подарили). Ответ поразил. Коллега воспринял это всерьез... Потом пришлось объяснять. Однако, правда заключается в том, что я действительно очень люблю готовить. Это не просто хобби, это образ жизни: вкусно готовить, красиво сервировать для любимых и друзей (тоже любимых). В нашей семье сегодня готовят все. И у всех свои предпочтения. Это очень здорово! Это очень сближает и закладывает семейные традиции.

Еще я люблю… «ремонты», шучу — дизайн. Постоянно что-то перекрашиваю, передвигаю, переставляю, перевешиваю, одним словом, совершенствую пространство вокруг себя в зависимости от времени года и настроения.

И конечно же — цветы! Этим тоже увлечены все в семье, поэтому помощников много, и делать это только все в радость, ну а уж результат…

— Однако Ваше первое домашнее увлечение пришло и в университет... СМИ однажды сообщили, что в студенческом общежитии в роли шеф-повара выступила проректор ТвГУ по образовательной деятельности и молодежной политике, доктор географических наук, профессор Наталья Сердитова…

Эта идея как раз родилась в Пятигорске. Надо же соответствовать! Готовили и тыквенный суп-пюре, и мидии в сливках (по просьбе студентов, между прочим!), и горячий шоколад с маршмеллоу, разные салаты и пасту. Прошло уже два кулинарных шоу «Готовим с проректором». Я довольна результатом. Скованные вначале ребята в процессе общей готовки раскрывались. Обстановка становилась непринужденной, теплой, как и должно быть в университетской семье. Здесь же смысл не только и ни сколько в том, чтобы вместе приготовить и поесть (хотя это важно!), но в том, чтобы поговорить с ребятами, услышать их и помочь, чем можно. Студентам понравилось, и, если первый раз было 15 человек, во второй пришли 25. Конечно, в конце все было съедено. Одна девушка сказала, что маме позвонит и скажет: «А сегодня для нас проректор готовила!». Мне было приятно. Будем продолжать, ведь известно, что студент — это человек, который вечно хочет спать и есть.

Наталья Евгеньевна с участниками кулинарного шоу «Готовим с проректором».
Наталья Евгеньевна с участниками кулинарного шоу «Готовим с проректором».

— Какие три книги Вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?

— Если это иностранные авторы, то «Посторонний» Альберта Камю, «1984» Джорджа Оруэлла, сборник рассказов «Мурашки» Бориса Виана. А если наши, то «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», да все у А.П. Чехова, «Дар» В. Набокова. Это книги, которые заставляют думать.

Беседовала: Ольга Суханова, редактор газеты «Вестник ТвГУ».