Н.Е. Сердитова — участник заседания рабочей группы по разработке УМК «Основы российской государственности»
10 апреля 2023
Сегодня в Москве под председательством Министра науки и высшего образования России В.Н. Фалькова состоялось организационное заседание межведомственной рабочей группы по разработке учебно-методического комплекса «Основы российской государственности». В его работе принимала участие член межведомственной рабочей группы, проректор по образовательной деятельности и молодежной политике ТвГУ Н.Е. Сердитова.
В ходе работы подводились итоги общественно-экспертного обсуждения концепции образовательного модуля «Основы российской государственности» и его содержание. Было отмечено, что в условиях ускорения технологической революции и формирования новых социально-экономических моделей, основанных на особой ценности знания, приоритетом развития образовательных систем является расширение мировоззренческой и гуманитарно-просветительской составляющей академической подготовки, в том числе высшего образования и программ подготовки кадров высшей квалификации. Безусловной основой такого расширения в российских условиях должен являться фундаментальный научный подход, позволяющий системно и цельно интегрировать в цикл образовательной подготовки передовые исследовательские достижения в области культурной и символической политики, ценностных разработок и изучения общественно-политического процесса. За последние десятилетия по этому пути пошли ведущие мировые университеты, независимо от страны, региона и континента их расположения. Фактически общемировой практикой стали ревитализация ценностной составляющей образования, подчеркнутое внимание академического сообщества к историко-политическому фундаменту образовательной подготовки и активное развитие интерактивных образовательных технологий. Происходит объективное усиление запроса на расширенную социально-гуманитарную подготовку обучающихся специальностей и направлений.
Существующие учебные планы и рабочие программы дисциплин, преподаваемых в российских высших учебных заведениях, в силу целого комплекса причин не могут откликнуться на подобные задачи, вследствие чего становится необходимым обновление преподавания социально-гуманитарных дисциплин, читаемых, среди прочего, на непрофильных направлениях подготовки (к примеру, инженерно-технических или естественно-научных). Возрастает риск неприемлемой дивергенции между современными теоретическими основами преподавания общественных наук, реалиями российской высшей школы и психолого-поведенческими особенностями молодого поколения. Ее последствия могут привести к политической дестабилизации, эскалации социальной напряженности, разрастанию существующих (к примеру, поколенческих) и появлению новых общественных расколов. Более того, расхождение в ключевых политических представлениях и моделях может привести к росту конфликтов внутри самой образовательной среды, подвергнув опасной эрозии традиционно сложившиеся представления об академической этике, исследовательской свободе и взаимном уважении в рамках научной дискуссии.
Учебно-методический комплекс «Основы российской государственности» призван поспособствовать обозначению системного и своевременного ответа на актуальные вызовы образовательной и социальной политики российского государства через формирование необходимых условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе общепринятых ценностей и норм поведения, а также через формирование у них развитого чувства гражданственности и патриотизма.