Научный полк ТвГУ: Георгий Викторович Телятников
2 июня 2023
Георгий Викторович Телятников (1923-2006) — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик, почетный член Международной академии психологических наук, член-корреспондент Академии военных наук, полковник в отставке. Автор более 260 научных работ, в том числе опубликованных в США, Германии, Болгарии, Швейцарии, Латвии. Ему принадлежит разработка целого ряда проблем психологии, философии, теории социального управления, социологии, информатики, кибернетики, экологии, военной науки. Г.В. Телятников занесен в энциклопедию «Лучшие люди России» и книгу «Философы России 19-20 веков» (2002 г.). Награжден двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной звезды и шестнадцатью медалями, орденом «За заслуги в психологии» Международной академией психологических наук.
С 1988 года он — профессор кафедры педагогики и психологии, затем кафедры психологии и кафедры общей психологии Тверского государственного университета. С 1995 года Г. В. Телятников работал проректором по научной работе, деканом факультета психологии, заведующим кафедрой психологии и общегуманитарных дисциплин в Тверском институте экологии и права и Клинском институте экономики и права.
В 1941 году после окончания средней школы в Перми, будучи освобожден по зрению от воинской службы, Георгий Викторович добровольно вступил в Красную Армию. Вот, что он сказал в интервью о том, почему, как и многие, пошел на войну добровольцем: «В предвоенные годы большое значение придавалось патриотическому воспитанию и образованию. Еще в школе моим товарищам и мне удалось овладеть двумя военным специальностями — пулеметчика и инструктора противохимической авиации. По воскресеньям проводились военные игры с участием авиации, которая сбрасывала взрывпакеты. Это была хорошая психологическая подготовка к защите Отечества.
Важную роль играла в это время антифашистская пропаганда. На это были поставлены радио и печать, художественная литература, кино, театр. В общественном сознании укреплялась идея справедливой войны. Поэтому уже в первые дни сотни тысяч добровольцев устремились в военкоматы.
Вероломное нападение фашистской Германии словно включило какой-то механизм, новый стереотип поведения общества. Все подчинилось достижению победы над врагом: для всего общества — все во имя победы, на фронте — все для разгрома врага, в тылу — все для фронта. И в этом наша победа». [Смазнов Р. С. Почему мы победили / бесед. Г. В. Телятниковым // Вестник Тверского государственного университета. – 2000. – № 3. – С. 2].
«Начал я службу красноармейцем, а в апреле 1942 года уже на фронте мне было присвоено звание лейтенанта. Я служил в войсках ПВО. Мы обороняли Москву, которая была и мозгом, и сердцем нашей Родины. Там находились Ставка Верховного Командования, предприятия, снабжавшие фронт всем необходимым. Мы были строго ориентированы на то, что нельзя допустить положения, когда хоть одна бомба упадет па столицу. Конечно, пока шло наступление немцев на Москву, столица подвергалась бомбежкам, но, когда наши войска разгромили немцев под Москвой, обстановка изменилась. ПВО резко усилилась, было создано три кольца обороны. Наш полк располагался на самом внешнем кольце противовоздушной обороны Москвы, на ее дальних подступах. Ситуация была напряженная, потому что фашисты находились в 120-150 км. А что для самолетов 120 км? Поэтому ответственность была слишком большая. С нами очень тщательно работали, и мы вели работу с личным составом. Нас, группу офицеров, пригласили на прием Председатель Верховного Совета СССР Калинин и секретарь ЦК партии Щербаков. Они нам передали приказ Сталина, что ни один фашистский самолет не должен прорваться к Москве. Это было после того, как немецкие самолеты прорвались к столице и бомбили ее. Они долетели до Даниловской площади и на здание Ленинского райсовета сбросили бомбу. После этого московская ПВО не пропустила ни один самолет.
Мне вспоминается такой день. Это было летом 1942 года, когда фашистские самолеты сделали попытку прорваться к Москве. Они пытались прорваться с юга, и самолеты летели вдоль шоссе, идущего от Тулы на Москву, причем происходило это в дневное время. Пытались психологически подействовать на нас и застать врасплох, потому что на южном направлении немецко-фашистские войска стояли значительно дальше, чем на западном. Они считали, что мы в меньшей степени ожидаем нападения с этого направления. В тот день мы вовремя получили информацию от постов воздушного наблюдения и оповещения, быстро были приведены в боевую готовность номер один. Открыли огонь, буквально стену огня. Я в это время находился на передовой позиции нашей батареи в районе Подольска. В то время я был комсомольским руководителем дивизии и помог командиру батареи проверить, насколько личный состав был готов быстро включиться в боевые действия. Солдаты вели себя очень выдержанно, спокойно, уверенно и четко работали. Работа эта нелегкая, снаряды были тяжелые, надо было быстро их подавать. Я помогал подносить боеприпасы и помогал заряжающему. Мы буквально поставили стену огня, а если кто-то через эту стену проходил, то тогда уже прицельным огнем приходилось действовать, и фашисты вынуждены были поворачивать обратно. Мне все время приходилось подбадривать сержантов, красноармейцев, помогать им. Были некоторые элементы растерянности, психологически тяжело было, когда жужжат эти „юнкерсы“ и такое впечатление, что они могут упасть на тебя. Самолеты пикировали, чтобы поразить батарею, которая ведет огонь. Ощущение незащищенности было сильное, но личный состав вел себя мужественно. Сталин очень высоко оценил нашу способность защитить Москву. Мы были награждены, в частности я одним из первых в дивизии получил орден Отечественной войны.
О Победе мы узнали ночью, передали по радио. Все сразу вскочили, но мы не могли себе какие-то вольности позволить. Никто нам не сказал, что снимается ответственность и боеготовность. Такое ощущение было: что-то еще может произойти. Тревога нас не покидала.
А что касается искусства, нас вниманием не обделяли, выступал перед нами ансамбль Александрова. Артисты к нам приезжали различные, московские. Большое впечатление на нас, на молодых офицеров, производили стихи Симонова. У многих была привычка носить с собой сборник его стихов. В нашей газете „Тревога“, эта была газета особой московской армии ПВО, любили читать статьи Оренбурга. Недаром о нем Калинин говорил, что он сражается с фашистами ничуть не хуже, а может, даже еще сильнее, чем штыком. Моя Война — это тревожная молодость!» [Телятников Г.В. Небо над Москвой… // Место Победы в нашем строю. - Тверь, 2005. - С. 20-21].
После окончания войны Георгий Викторович продолжил службу в армии, окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина и многие годы служил в войсках. Затем преподавал в Армавирском высшем авиационном училище летчиков и Военной академии ПВО имени Маршала Г.К. Жукова.
Материал подготовлен заведующей отделом редких книг Научной библиотеки ТвГУ на основе опубликованных воспоминаний Ю. Л. Левитова:
Смазнов Р. С. Почему мы победили / бесед. Г. В. Телятниковым // Вестник Тверского государственного университета: газета. – 2000. – № 3. – С. 2
Телятников Г.В. Небо над Москвой… / Г.В. Телятников // Место Победы в нашем строю. - Тверь, 2005. - С. 20-21
Биобиблиографический указатель: Телятников Георгий Викторович [Электронный ресурс] / Твер. гос. ун-т, Науч. б-ка ; сост.: Н. А. Корж. – Тверь, 2014. – 40 с. – Режим доступа: http://texts.lib.tversu.ru/texts/bu/12070bu.pdf
Труды Телятникова Г. В. о войне:
- Очерки о Великой Отечественной войне Советского Союза / Г. В. Телятников. - Тверь : Северная корона, 2005. - 76 с. : портр. - (Земля российского подвига : посвящ. 60-летию Победы в Великой Отеч. войне).
- Телятников Г. В. Маршал Победы (о полководческой деятельности маршала Г. К. Жукова) / Г. В. Телятников // Правда о Великой Отечественной войне. 60 лет Великой Победы. - Тверь, 2005. - С. 21-24.
- Телятников Г. В. Маршал Тухачевский - полководец и ученый : учебное пособие / Г. В. Телятников. - Тверь, 2006. - 43 с.
- Телятников Г. В. Решающая роль Советского Союза в разгроме фашизма во 2-ой мировой войне: история и значение для современности / Г. В. Телятников // Итоги и уроки Великой Отечественной войны, их значение для патриотического воспитания. - Тверь, 2000. – С. 9-18.
- Телятников Г. В. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны / Г. В. Телятников // Накануне и в начале Великой Отечественной войны. - Тверь : София, 2001. – С. 5-14.
- Телятников Г. В. Сознание общества и харизма вождя в Великой Отечественной войне / Г. В. Телятников // Психология Великой Победы советского народа. - Тверь : Прометей, 1995. - С. 3-14.
- Телятников Г. В. Справедливый, освободительный характер Великой Отечественной войны и всемирно-историческое значение Победы Советского Союза над германским фашизмом / Г. В. Телятников // Великая Победа. - Тверь, 1995. - С. 4-11.
- Телятников Г.В. Антинаучность и социальный вред фальсификации истории Великой Отечественной войны / Г. В. Телятников // Правда о Великой Отечественной войне. - Тверь, 1998. - С. 4-12.
- Телятников Г.В. Антинаучность и социальный вред фальсификации истории Великой Отечественной войны / Г. В. Телятников // Правда о Великой Отечественной войне. - 2-е изд. - Тверь, 1999. - 55 с. – С. 5-14.
- Телятников Г.В. Значение Сталинградской битвы для победы над фашизмом во второй мировой войне / Г. В. Телятников // 60-летие разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. - Тверь: София, 2002. - С. 26-28.