Мистический «Иван Купала»: Светлана Лебедева – о традициях и поверьях народного праздника
8 июля 2024
7 июля — Иван Купала — один из самых мистических дней в году, с которым связано множество поверий и легенд.
Языческий Иван Купала выпадает на дату летнего солнцестояния, когда ночь в году самая короткая. По астрономическим расчетам каждый год она приходится на период между 19 июня и 10 июля. Наши предки о подобных нюансах, конечно, не знали, поэтому праздник отмечали в условную дату 24 июня (по старому стилю). По григорианскому календарю это 7 июля.
На самом деле в этот день отмечается не один, а два праздника. Первый — языческий Иван Купала, или Иванов день. Второй — церковный. Дело в том, что 7 июля Православная церковь отмечает рождество Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса Христа в водах Иордана.
При этом многие историки и этнографы считают, что наименование «Иван Купала» появилось в славянской культуре уже в христианскую эпоху, когда праздник был приурочен к почитанию святого, а вот оригинальное название доподлинно неизвестно.

Считалось, что в ночь на Ивана Купалу мир наполняют нечисть и магия: цветут волшебные травы, светятся подземные клады, проказничают русалки и лешие.
В разных регионах языческие обряды праздника Ивана Купалы сильно различаются, но общими остаются ритуалы, связанные с водой, огнем и травами.
О традициях Тверской области и самом празднике нам рассказала директор Центра традиционной культуры, художественный руководитель фольклорного ансамбля ТвГУ «Славяночка», кандидат филологических наук Светлана Николаевна Лебедева.

— Светлана Николаевна, а какие традиции были на Ивана Купала в Тверской области?
— В Тверской области были традиционные ритуалы по плетению купальских венков. Их плели из 12 цветов и трав, причём каждая девушка собирала их сама для своего венка. Одиннадцать цветов могли быть любыми, а вот двенадцатый обязательно был подорожником. И на него наговаривали: «Подорожку-подорожку, скажи к милому дорожку…». После заговора траву клали под подушку, чтобы увидеть вещий сон, в котором к девушке должен явиться суженый-ряженый. Кстати, праздник Ивана Купала был весь пронизан любовной символикой, а потому в старину в купальскую ночь молодые пары вступали в брак. И считалось, что он будет долгим и счастливым. В Западнодвинском районе как такового праздника Ивана Купалы не было, но отмечали День Петра и Павла с купальскими ритуалами и традициями. Период с 6 по 12 июля считался сакральным, травы собирали в ночь с 11 на 12 число, то есть на Петрову ночь, когда, по верованиям жителей, силу набирала всякая нечисть, и ведуньи сбирались на свои колдовские посиделки, чтобы делиться премудростями. Ну и, конечно же, в эту ночь «цветёт» папоротник.

В Старицком районе существовал обряд по заламыванию берёзки. Мы знаем, что берёзку заламывают на Троицу. Но в купальскую ночь деревце ломали полностью, а потом спускали по реке. Это был символ очищения. На юге этот ритуал носил название «Проводы Костромы или кукушки»: парни отбивали у девушек чучело и потом сплавляли по реке. Вообще вода и огонь издревле считались стихиями, обладающими волшебной силой очищения. Отсюда и обычаи прыгать через костёр и совершать омовения водой.
А в Торжокском районе жители деревень собирались дружной гурьбой и чистили колодцы, берега рек, прудов. Как видим, этот обряд тоже связан с водой и очищением, помощью природе в надежде на будущее плодородие. У тверского коллектива «Славяночка» одно время была своя традиция праздновать Петрову ночь. Участники фольклорного ансамбля каждый год собирались, шли на берег реки в безлюдное место в простых рубахах, как и положено было, девушки — с распущенными волосами и венками. Разводили огонь, пели обрядовые песни (купальских было мало известно, поэтому использовали свадебные, благо тоже о любви), играли на свистульках, прыгали через костёр, купались в реке, водили хороводы с непременным обрядом-игрой «Умыкание», когда девушки разбегались в разные стороны и прятались, а парни должны были найти и поймать свою избранницу.

— Что нельзя было делать на Ивана Купала?
— На Ивана Купала нельзя было одному ходить в лес, хоть и многие искали цветущий папоротник, но в ночь на Ивана Купала лесные существа тоже становились активны, и путники, забывшие об этом, могли навлечь на себя беду.
— Какие гадания были в ночь Ивана Купала?
— Есть такая травка «богатенка» или «богатка», у которой в народе ещё были названия «купалка» и «купалица», что говорит о прямой связи с языческим праздником. Траву использовали для гаданий. Каким образом на неё загадывали? Траву срывали и затыкали либо за матицу в избе, либо над порогом в дверном проёме, причём, для каждого члена семьи была своя богатка. И потом смотрели — распушится она или нет. Если распушится, значит, человек будет здоров, и всё у него будет благополучно. Ну, а если трава поникнет или завянет, то жди беды, несчастья или неудач. И люди нам даже рассказывали реальные примеры правдивости этих гаданий. Скажем, у одной женщины трава поникла, и её молнией убило. В гадания на богатенке сильно верили.

— Скажите, есть в репертуаре «Славяночки» песни или мероприятия, посвященные празднику?
— Да, конечно. Например, такие песни, как «Ой ходила куна», «Пракатимте, девушки», «Вдоль по морю». В этом году мы приняли участие в этнофестивале «Иванов день — макушка лета» в Мяммино. На фестиваль съехались творческие народные ансамбли Твери и Тверской области, для гостей были организованы ремесленные мастер-классы, дегустация травяных чаев и т.д. Наш коллектив рассказал о своем репертуаре и пел тематические песни, а к вечеру мы поехали сами устраивать праздник и водили хороводы на берегу реки Кавы.


Пресс-служба ТвГУ выражает огромную благодарность Светлане Николаевне за интересную беседу.
Материал подготовлен студенткой 2 курса направления «Журналистика» Ириной Смирновой в рамках практики в пресс-службе ТвГУ.