Акварель: искусство поймать момент
23 ноября 2024
Когда появилась акварель? Какие есть приемы рисования акварелью? Какая бумага нужна для этого? Как добиться того, чтобы краска не стекала по рисунку? Всё это студенты профиля «Изобразительное искусство» Института педагогического образования и социальных технологий (ИПОСТ) Тверского государственного университета смогли узнать на мастер-классе, организованном Детской художественной школой имени В.А. Серова в честь Международного дня акварели, который ежегодно отмечается 23 ноября. Этот праздник возник в 1991 году по инициативе мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо, который хотел тем самым отдать должное этому яркому, воздушному, светлому виду живописи.
Акварель, на первый взгляд, — самая простая, начальная техника рисования, но, тем не менее, она существовала не всегда. Акварель появилась в Китае во II веке н.э. одновременно с изобретением бумаги. Что неслучайно, ведь итальянское слово акварель буквально означает «водная краска», а значит, она лучше всего ложится именно на бумагу, при чем особую, пористую.
В Китае водно-растворимые краски изготавливались на натуральной основе. Первые работы выполнялись тушью. Образцы китайской традиционной акварели представлены в кабинете директора школы, заслуженного работника культуры РФ Ирины Фёдоровны Лельчицкой. Их подарили коллеги из Института изобразительных искусств Шэньянского университета, с которым сотрудничает ТвГУ.
Ирина Фёдоровна в своей вводной лекции к мастер-классу подчеркнула, что живопись, особенно акварель, нужно смотреть в подлиннике, а не в репродукции:
— Когда смотрим копию, непонятно, из чего сделана картина. А тут можно близко рассмотреть и сравнить с нашими акварельными работами. Это китайская тушь, несмываемая. Мы привыкли, что акварель прозрачно ложится, а тут перед нами пастозные мазки: это белила. В классической акварели белила не используются: если нужно белое пятно, бумага просто не закрашивается. Сюжет картины относится к традиционному китайскому набору: цветы, птицы и пейзажи. Написана она специальными кистями с большим ворсом, при чем кисть по китайской технике ведется всей рукой от плеча, а не кистью руки, как у нас. Мазок также получается иной, потому что кисть держится вертикально. Рамка у картины очень художественно сделанная, это даже не совсем рамка или паспарту в нашем понимании: картина положена на ткань с узором и лентами.
В Европе всплеск популярности акварели произошел в эпоху Возрождения, но она в целом оставалась вспомогательной техникой: перед написанием картины маслом художники делали эскиз акварелью. В России в 1898 году в Санкт-Петербурге возникло Общество акварелистов: на рубеже XIX—XX веков акварель во всем мире, во многом под влиянием импрессионизма, стала самостоятельным видом живописи. Однако у нас в стране в советское время она снова отошла на второй план, пока в 1989 году санкт-петербургские художники не восстановили Общество акварелистов. Сейчас они каждые два года проводят Выставки акварели, а в 2002 году Сергей Андрияка основал в Москве Школу акварели (а затем и Академию акварели и изящных искусств). Раз в четыре года проводится всероссийская выставка акварели в Кургане с хорошей организацией и представительным составом участников.
Живопись, особенно акварель, нужно смотреть в подлиннике, а не в репродукции.
Есть два приема нанесения акварели — «по сухому» (лессировка) и «по сырому» (алла прима). Классическая манера лессировки предполагает наложение тонких прозрачных слоев краски: нужно подождать, пока слой высохнет. Слои важно накладывать друг на друга быстро и осторожно, чтобы не повредить нижний слой — чтобы смешение красок было оптическим, а не механическим. За счет этого можно добиться прозрачности, свежести, воздушности и сложности цвета. Например, зеленые тона можно получить наложением тонких слоев синей краски на охристую. Однако перекрывать можно, самое большее, три слоя: дальнейшее смешение повредит чистоте цветов.
При работе «по сырому» бумага, на которой предварительно сделана рисунок, должна быть хорошо смочена. У профессиональных художников для этого есть специальные ванны. Далее бумага кладется на горизонтальный планшет и растягивается, разравнивается. Цвета наносятся сразу густо, в полную силу, а не тонкими прозрачными слоями, как при лессировке. При высыхании цвета все равно станут светлее. Работать в этой технике необходимо очень быстро, в один прием, так как, когда краска начнет подсыхать, исправить что-либо будет уже поздно.
Иногда эти два приема можно комбинировать даже в одной картине: скажем, задний план может быть написан «по сырому», а затем передний — тонкими лессировками.
— Ирина Фёдоровна, чем же так замечательна акварель, что для нее выделили даже особый день, особый праздник?
— Акварель, которая сейчас уже бесспорно считается самостоятельной профессиональной техникой, замечательна своей неожиданностью. Если художник не вполне ею овладел, его ждет много сюрпризов, да и профессионалы не застрахованы от неожиданностей. Мне нравится современный санкт-петербургский художник Латиф Казбеков, который пишет большие акварели и сам изготавливает для них бумагу — красивую, пористую, с неровными краями. Он говорит, что для него акварель тоже полна неожиданностей: цвет может сам поменяться.
Коллегам-акварелистам Ирина Фёдоровна желает далее популяризировать эту технику живописи и устраивать больше выставок, а начинающим художникам — качественных материалов. Акварель требует специальной пористой бумаги, хороших красок и кистей. Акварель промахов не прощает, исправлений не терпит! Техника работы должна быть продуманной, а отношение к материалам уважительное: попытка стереть нанесенный слой краски скорее всего обернется грязным пятном на бумаге.
Для преподавателя Детской художественной школы имени В.А. Серова Ирины Валериевны Проненковой акварель — один из любимых материалов. В рамках мастер-класса Ирина Валериевна провела занятие по технике «алла прима», когда студенты должны были нарисовать натюрморт «по сырому», т.е. по мокрой бумаге. Ирина Валериевна отмечает, что эта техника рисования была в новинку для студентов первого и второго курсов ИПОСТ.
— Акварель считается сложным материалом по сравнению, скажем, с гуашью. Если в гуаши работу можно исправить, переписать, то в акварели такой возможности может и не быть. Почему? Потому что акварель предполагает прозрачность: если мы ошибочно нанесли слой краски, мы можем только его смыть, перекрыть другим слоем не получится: нужного цвета уже не добиться, будет просто темное пятно. Сосредоточенность нужна максимальная.
Акварель промахов не прощает, исправлений не терпит!
Вот и на мастер-классе у Ирины Валериевны от студентов требовалась очень точная работа, точный подбор красок: они расплывались на сыром листе, и малейшая ошибка означала фальшь, отклонение от натуры, которой в данном случае послужили тыква и груша. Однако, как отмечает педагог, ребята хорошо справились: да, местами краска потекла, но они уловили главное — пластику и тон объектов, а значит — получили положительный опыт, который смогут использовать в своей педагогической практике. Ведь как лучше всего учить детей рисовать? Своим примером, на практике, вот такими этюдами.
— Ирина Валериевна, если работать с акварелью так сложно, за что же Вы ее любите?
— Да, в акварели нельзя исправить однажды нарисованное, но ведь это словно бы эксперимент: получится у меня или нет? Это как танец на эстраде: музыка зазвучала — получится ли у меня танец? Так и тут: бумагу намочили — получится ли у меня рисунок? Человек может истратить понапрасну кипу бумаги, а потом вдруг получается шедевр, от которого невозможно оторваться.
По технике лессировки («по сухому») мастер-класс проводила преподаватель Детской художественной школы имени В.А. Серова Анастасия Андреевна Ефимова. Она предложила ребятам нарисовать палеолитического бизона из пещеры Альтамира в Испании, накладывая один слой (пятно) акварели на другой. Анастасия Андреевна, рассуждая об акварели, выделила интересный момент:
— Акварель — это первоначально графический материал, помогавший художникам при пленэрных зарисовках, при наложении цветов и подборе гаммы. А ныне акварель стала скорее живописным материалом, точнее, она находится на стыке графики и живописи, и в этом — уникальность акварели.
А что сами студенты думают об акварели и о прошедшем мастер-классе?
Студентка ИПОСТ ТвГУ Надежда Фёдорова:
— Акварель меня привлекает, прежде всего, простором для воображения. Можно смело рисовать всё что угодно. Рисование «по сырому» было очень интересным опытом.
Студентка ИПОСТ ТвГУ Вера Самсонова, которая параллельно с учёбой уже три года работает преподавателем Детской художественной школы имени В.А. Серова, любит акварель за возможность быстрой работы:
— Обычно я пишу быстро и сразу наношу все краски, но сегодня мастер-класс по лессировке заставил меня накладывать слои постепенно, ждать, пока они высохнут. Что главное в акварели? Поймать момент. Ведь живопись — это от слова «живой». И акварель как раз подходит для того, чтобы поймать это живое мгновение. Но работать надо аккуратно!
Акварель — это словно импровизационный танец кистью на бумаге.
Неожиданность, непредсказуемость, прозрачность, воздушность, живость — вот, оказывается, в чем секрет акварели. Неслучайно импрессионисты, стремившиеся преодолеть рамки академической живописи, предпочитали именно акварель, позволявшую им уловить тончайшие переходы освещения, смену погоды, перемену настроения своих героев. Вместе с тем акварель всегда несет очень индивидуальный, авторский взгляд на мир: именно поэтому она обрела популярность после изобретения фотографии, когда прежняя реалистично-нейтральная живопись несколько потеряла актуальность.
Теперь тонкости рисования акварели стали понятнее и для студентов ИПОСТ ТвГУ. Несомненно, мастер-класс, организованный Детской художественной школой имени В.А. Серова, обогатит педагогические компетенции наших студентов — будущих преподавателей рисования. Всем, кто увлекается акварельной живописью, мы желаем вдохновения и новых шедевров: пусть техника акварели никогда не теряет популярности! А тех, кто еще не рисует, пусть этот мастер-класс вдохновит на то, чтобы заняться этим прекрасным делом!
В заключение приведем чудесное стихотворение, процитированное Ириной Фёдоровной Лельчицкой на мастер-классе:
Я люблю размытость акварели,
Сочность цвета, плавность перехода,
В звонкой краске слышно птичьи трели,
Нежность звуков робкого восхода.
Лёгким слоем призрачность сюжета
Может раскрывать души виденья,
Словно кисть художника-поэта
Рифму подбирала для творения.
Живописец людям дарит чувства,
Душу обнажая на бумаге.
Акварель — великое искусство,
Утоляет жажду каплей влаги!
Автор материала: Алексей Горобий.