«Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики»: интервью участников
14 апреля 2025
17-19 апреля 2025 года кафедра фундаментальной и прикладной лингвистики, межкафедральная лаборатория современных коммуникативных технологий и кафедра международных отношений филологического факультета Тверского государственного университета проводят Международную междисциплинарную научно-практическую конференцию «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики».
В конференции заявлено более 160 участников из разных городов Российской Федерации, а также 10 зарубежных стран (Азербайджанская Республика, Грузия, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Социалистическая Республика Вьетнам, Сирийская Арабская Республика).
Целью Международной междисциплинарной научно-практической конференции является обсуждение актуальных проблем изучения взаимосвязи развития языка, культуры, перевода и коммуникации в рамках современной парадигмы исследований с учётом междисциплинарных инновационно-методических подходов к современным проблемам лингвистического знания.
А преддверии конференции мы публикуем интервью с ведущими российскими учеными в области лингвистики. Респонденты рассказали о своём взгляде на важность изучения лингвистики в условиях цифровой трансформации, о возможностях применения информационных технологий и искусственного интеллекта, о перспективах развития науки о языке и коммуникации. Ученые также поделились своими ожиданиями от предстоящей встречи в рамках конференции:
Романов Алексей Аркадьевич,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кавалер нагрудного знака Губернатора Тверской области «За заслуги в развитии Тверской области», Лауреат Премии Губернатора Тверской области для учёных за выдающиеся достижения в области науки и техники, Почётный профессор Тверского государственного университета, Почётный профессор Тверской государственной сельскохозяйственной академии, победитель конкурса преподавателей вузов «Золотые имена Высшей Школы – 2018», победитель общенациональной премии Российского профессорского собрания «Профессор года – 2020», Главный редактор электронного научного журнала «Мир лингвистики и коммуникации», член Российского Психологического Общества.
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация» и «когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Начну с того, что лингвистика – удивительная область научного знания и познания, своего рода – «дом бытия человека». Именно лингвистика, – в ряду других когнитивных наук, – необходима и востребована в нашу цифровую эпоху. Судите сами, если бы не было создано лингвистическое моделирование мира “человека говорящего (homo loquens)”, если бы не создавались национальные корпусы языка, сохраняющие и умножающие культурно-историческое наследие “человека созидающего (homo faber)”, не создавались бы большие лингводескриптивные модели категоризаций мироустройства “человека познающего” и большие базы-хранилища данных (биг даты), описывающих взаимодействие человека и мира, в котором он живёт, то, может быть, и не появилась бы инструментальная потребность в искусственном интеллекте в таком его формате, каким он является сейчас. Метафорически выражаясь, лингвистика, как наука о языке, является своеобразным “окном” человека в окружающий его мир, для познания которого человек и создал такой инструментальный аппарат точной настройки проникновения в его тайны под названием “искусственный интеллект”.
Сегодня надо признать, что искусственный интеллект завоевал очень прочные позиции в жизнедеятельности членов практически любого социума. Причем, он настолько органично влился в повседневный быт человека, что мы перестали даже обращать внимание на то, как прочно и убедительно он обосновался в нашей повседневной жизни. Представьте себе, что современный человек даже и не задумывается о том, насколько его поведение, действия, характер бытования и его отношения с другими людьми регулируется (направляется, корректируется, координируется и видоизменяется) при помощи нейросетевых платформ искусственного интеллекта, например – видео-телекоммуникационных, беспилотных, без кассовых и ряда других сетевых платформ.
Нет сомнения, что искусственный интеллект органически – даже с теоретических позиций «органопроекции» Павла Флоренского, высказанных около века тому назад – вошел в нашу жизнь и будет только развиваться ещё интенсивнее. От него уже невозможно отмахнуться и делать вид, что его не существует. Используя термин А. Экзюпери, его можно, нужно и должно «приручать» и в отдельных случаях «приручить», чтобы инструментально использовать его в интересах человека в разных конвергентных средах коммуникативных интеракций – естественно-бытовой, дигитальной, виртуальной, медийной, производственной и обучающей.
При этом важно понимать и принимать, что в условиях цифровой трансформации глобального общества уже сегодня происходят качественные изменения в поведении самого человека, реализующего (проживающего) себя в тех или иных сценариях жизни как “человека говорящего” в ролевых позициях “человека социального”, “человека коммуникативного”, “человека медийного”, “человека играющего”, “человека потребляющего”, “человека виртуального”, “человека производственного“. В этой связи нельзя упускать из вида, что виртуальный, социальный и физический миры сталкиваются, сливаются, перестраиваются, т.е. перекрещиваются. И здесь важно не забывать, что реализация такого комплекса ролевых позиций потребует от человека больших физических и эмоциональных затрат, нагрузок и перегрузок. В этом плане человеку, которому предстоит работать в конвергентных средах, нужно многое переосмыслить, многое переработать и доработать, а также многое создавать заново, например: определить статус дигитальной компетенции, определить объёмы дигитальной грамотности во взаимодействии человека реального с представителями или “партнёрами” нейросетевых платформ и наоборот, разработать кодекс доверия к своему “партнёру” при переходах из одной среды в другую и ещё многое и многое другое. Человеку важно не забывать при этом, что искусственный интеллект как функциональный инструментарий, которым пользуется человек в своей жизнедеятельности, небезупречен и небезопасен и при взаимодействии с ним могут возникать определённые кибер-угрозы, например – в виде «когнитивно-коммуникативных рассогласований», которые ещё предстоит осмыслить, по возможности – исчислить, категоризировать и соотнести с определёнными «дигитальными компетенциями взаимного со-существования человека с искусственным интеллектом».
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Я хочу сразу признаться, что в жизненных обстоятельствах я стараюсь пользоваться искусственным интеллектом относительно в разумных пределах, т.е. в тех пределах, когда я могу использовать его в качестве необходимого инструментария для реализации определённых целей. Так, в своей преподавательской деятельности в Тверском государственном университете я использую возможности искусственного интеллекта, как правило, в иллюстративно-демонстративном качестве, а также при анализе манифестационной архитектоники дискурсивных образований используемых интерактивных единиц на уровне коммуникативных дискурс-конструктов.
Кроме того, искусственный интеллект используется мною в программах для автоматизированного поиска нужной информации, сверки вариантов перевода, рисования графиков и таблиц, идентификации и форматирования текстов, а также при расшифровке фоносемантического контура дискурсивных практик на занятиях по лингвокриминалистике и судебной лингвистической экспертизе текстовых фрагментов на кафедре фундаментальной и прикладной лингвистики филологического факультета ТвГУ. К этому также следует добавить, что нередко приходится прибегать к услугам искусственного интеллекта в научной работе, особенно, когда требуется проверка текстов на некорректное заимствование, а также при определении степени научной оригинальности статей для публикации в журналах списка Высшей Аттестационной Комиссии Министерства науки и образования Российской Федерации.
Что касается роли и значимости искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам, то можно сказать, что сегодня в арсенале обучающего и обучаемого имеется значительный актив автоматических помощников (“лингвистических автоматов”), поддерживающих разноуровневые программы интерактивного обучения навыкам межкультурного общения. Особым спросом пользуются “голосовые корректоры” на иностранном языке, автоматизированные словари и автоматизированные переводчики. Можно также отметить, что искусственный интеллект способствует моделированию как конкретно-событийных, так и типовых ситуаций изучаемого языка, позволяя обучающемуся самостоятельно использовать на практике новые иностранные слова и формировать соответствующие конструкции с учётом действующих грамматических правил.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Ввиду того, что мне выпала честь быть членом Оргкомитета Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики», проведение которой намечено в Тверском государственном университете с 17-го по 19-е апреля 2025 года, я не могу рассматривать себя в качестве нейтрального, абсолютно объективного и беспристрастного наблюдателя в оценках результатов конференции и перспективного развития заявленных на ней тематических платформ. Однако могу сказать, что количество поданных заявок на участие в конференции уже может объективно свидетельствовать о научной актуальности зафиксированной для обсуждения тематики. Очевидно, что предложенная для обсуждения тематика соответствует запросам научной общественности в текущий момент времени. Действительно, шесть научно-тематических платформ с тремя мастер-классами и Круглым столом свидетельствуют о том, что научной общественности нашей страны и иностранным представителям 11-ти зарубежных стран предложено обсудить современное состояние и перспективу комплексного развития научного знания по проблемам языка, речи, когнитивистики, коммуникативистики, педагогики и психолингвистики.
Вполне очевидно, что Тверской государственный университет в рамках Международной научной конференции предоставляет широкую дискуссионную площадку для обмена научным опытом ведущих ученых не только в сфере языка, но и в других областях гуманитарного знания. Особо следует подчеркнуть, что совместно с известными учёным в рамках данной Международной научной конференции проходит также обсуждение научных проектов молодёжной платформы «Студенческая наука на старте», в работе которой принимают участие обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры в российских и зарубежных вузах молодые исследователи и практики.
Говоря о перспективах научного взаимодействия тверских лингвистов, в частности, учёных-языковедов тверской лингвистической школы «Динамическая модель регулятивной коммуникации» с представителями других – как отечественных, так и зарубежных – научных школ и направлений, в первую очередь, хотелось бы выразить надежду на дальнейшее развитие плодотворного сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами. В этом контексте предстоящая Международная научная конференция в Тверском государственном университете – подлинное событие в научном мире, поскольку такими мероприятиями организаторы также демонстрируют верность традициям научного обмена, которыми славились тверские научные школы советских профессоров Г.И. Богина, А.А. Залевской, И.П. Сусова.
Опираясь на опыт проведения научных конференций лингвистического формата на базе Тверского государственного университета, уместно констатировать, что намеченные перспективы научного взаимодействия ученых, студентов и практиков фактически раздвигают границы междисциплинарных направлений и способствуют развитию комплексных исследований гуманитарно-технологической направленности, что в конечном итоге может послужить причиной дальнейшего развития лингвистики и филологии вкупе с другими когнитивными науками на благо нашего государства.
Мисонжников Борис Яковлевич,

доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член Санкт-Петербургской региональной коллегии Большого Жюри Союза журналистов России, член Российского философского общества РАН, лауреат международной «Невской премии» в области изучения журналистики и массовых коммуникаций, действительный член (академик) Российской Академии Естествознания (РАЕ)
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
С развитием IT-систем, а цифровые технологии представляют собой их основу, небывалое развитие получит — и уже получает — коммуникативная сфера. Без нее, особенно после введения сверхмощных квантовых компьютеров, невозможен процесс обмена кодами и алгоритмами. Она будет строиться на использовании сложнейших семиотических комплексов, гуманитарная часть которых будет реализована при помощи естественных языков. Особое значение приобретет упорядочение норм языков, их фонетики, морфологии и синтаксиса. Благодаря проведению кодификации можно будет более эффективно перевести языковой материал на цифровые платформы. В связи с этим потребуется особенно высокий уровень развития лингвопрагматики.
Все мы уже давно погружены в мир цифровых технологий. Их применение позволяет добиваться высокой эффективности в решении многих проблем, но и многократно усиливать уровень когнитивного воздействия на индивидов, вплоть до развязывания когнитивных войн. Жертвы этого воздействия, прежде всего мультимедийного, меняют свои поведенческие паттерны, их сознание подвергается переформатированию с самыми непредсказуемыми и трагическими последствиями. Процесс этот может быть глубоким и масштабным, затрагивающим массовую аудиторию. Это требует повышенного внимания к вопросам когнитивной безопасности.
Лично я не испытываю каких-либо неудобств в связи с теми высокими темпами, с которыми осуществляется цифровизация. Но она предполагает разумное и бдительное отношение к цифровым инструментам и понимание того, что эти инструменты могут быть использованы в незаконных целях. Цифровая этика строится на тех же законах, что и обычная, различия бывают разве что ситуативного плана, что создает ряд неудобств, которые в будущем должны быть устранены.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Использую программы с ИИ, но очень редко, причем те, которые адаптированы для среднего пользователя. Сфера применения программ ИИ в повседневной жизни неминуемо будет расширяться. Технологии ИИ не только смогут помочь, но уже активно помогают желающим в изучении иностранных языков. ИИ в настоящее время уже стал во многих случаях незаменимым помощником в иноязычном общении, уровень компьютерного перевода, например, постоянно повышается. Благодаря ИИ можно обмениваться посланиями даже на редких языках.
3.Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Международная научная конференция в Тверском государственном университете предоставляет возможность для обмена научным опытом ведущих ученых не только в области языка, но и широкого гуманитарного знания. Тверская лингвистическая школа – явление уникальное, и радует то, что ученые университета бережно хранят традиции, исследуют научный опыт прошлого и постоянно открывают новые области знания. Среди достойных событий – основание доктором филологических наук, профессором А.А. Романовым научной школы «Динамическая модель диалога». В Тверском университете также исследуются проблемы эффективных коммуникативных технологий, имиджевых программ и психологии управления, коммуникативного аудита и суггестивной риторики, теории дискурса и семиотики, семантики перформативных высказываний, лингво-экологической интеракции в профессиональной коммуникации. К этому сегодня следует прибавить еще и когнитивную лингвистику. Надеюсь, в этой особо актуальной области будут намечены приоритетные направления исследования.
Желтухина Марина Ростиславовна,

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, академик РАЕН, директор, гл.н.с. Научно-образовательного центра «Человек в коммуникации», в.н.с. Департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре Пятигорского государственного университета, эксперт Отдела организационного обеспечения взаимодействия с корпусом экспертов Управления научно-методического руководства и экспертной деятельности РАН, профессор кафедры общегуманитарных наук и массовых коммуникаций АНОВО «Московский международный университет», директор Международного института коммуникативного этнопсихоанализа Марины Желтухиной
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Лингвистика играет крайне важную роль в современном мире цифровых технологий. В условиях глобализации, тотальной информатизации и цифровизации коммуникация между людьми из разных культур и языковых групп становится не просто удобством, а необходимостью. Главная проблема коммуникации – понимание, которое должно быть достигнуто любыми способами, иначе будет нарушена жизнедеятельность человека. Лингвистика помогает разрабатывать алгоритмы для машинного перевода, создания разговорных интерфейсов и других приложений, которые обеспечивают эффективное взаимодействие пользователей. Произнося понятия "цифровая коммуникация» и «когнитивная безопасность личности", я прежде всего подразумеваю необходимость решения проблемы по защите информации от манипуляций с ней в цифровом пространстве путем обучения населения распознавать средства воздействия в цифровом пространстве и адекватно реагировать на поступающую информацию. Также нельзя не упомянуть необходимость защиты личных данных, сохранение культурной идентичности в условиях, когда информация передается мгновенно и в гигантских объемах. Концепция цифровой этики играет важную роль в формировании основ для безопасного и этичного использования технологий. Например, в образовании этика позволяет разработать программы, которые не просто передают знания, но и обеспечивают открытость, ответственность, уважение и защиту прав обучающихся.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
В повседневной жизни я активно использую программы с искусственным интеллектом. Это может быть помощь в поиске информации, автоматические помощники, переводчики и даже системы, которые адаптируются к моим предпочтениям. Я считаю, что технологии искусственного интеллекта могут значительно улучшить процесс обучения иностранным языкам. Например, такие программы могут поддерживать интерактивное обучение, позволяя пользователю на практике применять новые слова и конструкции. Они могут предоставить обратную связь, что важно для корректировки ошибок и повышения уровня владения языком. Также ИИ может моделировать реальные разговорные ситуации, что способствует более естественному общению и улучшению навыков аудирования и говорения. В контексте использования программ с искусственным интеллектом в повседневной жизни можно привести конкретные примеры. Например, представьте, что вы учите английский язык, и у вас есть доступ к приложению Duolingo, которое использует алгоритмы ИИ для адаптации уроков под ваш уровень владения языком. Если вы, например, часто ошибаетесь в употреблении времен, приложение будет предлагать вам больше упражнений, связанных с этой темой, что помогает вам быстрее усвоить материал. Еще один пример – это использование Google Translate в обучении языкам. Вы можете легко переводить тексты с вашего родного языка на язык, который изучаете, что помогает вам расширить свой словарный запас и улучшить понимание структуры языка. Можно приводить еще множество примеров. Рекомендую почитать выпуски журнала «Иностранные языки в школе», которые посвящены использованию ИИ в практике обучения иностранным языкам.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
Эффективность научных встреч, таких как конференции, измеряется не только количеством участников, но и качеством обсуждаемых тем. Важно, чтобы заявленная тематика была актуальной и соответствовала современным вызовам и тенденциям. Проблематика данной конференции актуальная и очень обширная, охватывает различные аспекты межкультурного взаимодействия в современных условиях: когнитивно-дискурсивные, культурно-этические, социо- и психолингвистические, лингводидактические проблемы. Встреча ученых и практиков, которая стала возможной благодаря Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики», организованной кафедрой фундаментальной и прикладной лингвистики, межкафедральной лабораторией современных коммуникативных технологий и кафедрой международных отношений филологического факультета Тверского государственного университета, предоставляет площадку для обмена идеями и знаниями, что, несомненно, приведет к новым исследованиям и возможностям для сотрудничества. Актуальность тематики конференции играет ключевую роль для привлечения специалистов и практиков, так как именно они ищут ответы на реальные вопросы и проблемы в своей сфере. Общение в таком контексте способствует синергии, когда опыт и находки одного участника могут быть полезны для других, что повышает общую продуктивность и практическую значимость обсуждаемых вопросов, намечает перспективы социально-экономического роста страны, обеспечивает междисциплинарность исследований гуманитарной и технической направленности, развитие филологии и других наук, соответственно, прогресс нашего государства.
Дугин Евгений Яковлевич,

проректор по научной работе, заведующий кафедрой телевидения и радио Академии медиаиндустрии, доктор социологических наук, профессор, Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Главный редактор журнала "Вестник Академии медиаиндустрии". Член Союза журналистов России
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Лингвистика не просто необходима в современном мире, а без разработок в этой фундаментальной области знаний невозможно дальнейшее развитие информационно-цифровых, а стало быть и информационного общества. В качестве абсолютного тренда минувших двух лет научным сообществом признано развитие нейросетей и, судя по оценкам экспертов, сфера применения технологий искусственного интеллекта и его популярность будет охватывать все новые сферы применения, выходящие даже за пределы коммуникации, масс-медиа, образования и других дисциплин гуманитарного цикла. Что доказывает, например, деятельность тверской лингвистической школы, которая признана в научном сообществе одной из сильнейших в нашей стране.
Темпы и масштабам распространения технологий искусственного интеллекта столь существенны, что с ними соотносят значимость тех или иных периодов развития человеческой цивилизации. Так, прошлые два года запомнятся человечеству благодаря стремительного роста популярности ChatGPT, успех которого старались повторить как зарубежные технокомпании (xAI от Илона Маска, Bard от Google, Copilot от Microsoft и другие), так и российские разработчики GigaChat от «Сбера» и YandexGPT от «Яндекса», которым удалось сделать следующий шаг, а именно, продемонстрировать новую версию генерации изображений - YandexART. С помощью технологий генерирования образов популярных журналистов удалось создать роботизированных телеведущих. И в настоящее время становится обычным делом рутинное применение технологий искусственного интеллекта в производстве новостей в ряде российских и мировых телевизионных компаний.
Недавно мир облетела сенсация, когда филологические знания внесли фундаментальный вклад в развитие механико-математических наук, а именно – скорректировать понимание первого закона механики или закона Ньютона. Так, филолог Дэниель Хук обнаружил существенную ошибку в переводе текста закона Исаака Ньютона. Любопытно, что открытие филолога произошло спустя более чем 300 лет после публикации первого закона механики в «Началах» в 1687 году. Можете себе представить, что целых три века в науке использовалась следующая формулировка ньютоновского закона: «тело остается в покое или равномерно двигается, если на него не действует внешняя сила». Однако, по мнению Дэниеля Хука, союз, переведенный как «если», надо было перевести как «потому что» или «вследствие». Данное уточнение помогает устранить прежде возникавшие у физиков разногласия при трактовке закона.
По мнению экспертов, занимающихся разработкой футурологических сценариев масс-медиа, в наши дни горизонт предвидения не может быть продолжительным из-за бурных темпов развития компьютерно-опосредованных коммуникаций. Тем не менее, ближайший этап развития социальных медиа может быть связан с углубленным погружением в визуализацию информации и смыслов, достигаемых с помощью искусственного интеллекта, с технологиями виртуальной и дополненной реальности.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Искусственный интеллект настолько прочно и органично обосновался в нашей повседневной жизни, что люди не задумываются о том, что их действия в интернете давно управляются с помощью нейросетей. Напомню, что господин Журден - герой известного произведения Жана - Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве", купив себе дворянский титул, решил восполнить пробел в образовании и манерах, нанял учителя философии. В результате обучения он узнал, что говорил прозой почти сорок лет, т.е. всю свою сознательную жизнь. Чему немало был удивлен. Так же как господин Журден подавляющее большинство пользователей не догадываются о том, что во взаимодействии с персональным компьютером ими руководят нейросети, цифровые алгоритмы, которые в последние годы научились не только тому, чтобы сочинять текст, но и управлять информационно-смысловыми потребностями и ценностными ориентациями массового населения и коммуникативных сообществ.
Цифровые технологии овладевают миром, входят в привычную повседневность реальной жизни и даже влияют на характер и особенности мышления человека. Надеюсь, что в массовое сознание постепенно укореняется понимание того, что эти достижения технологической революции приходит к нам с помощью лингвистики, методов формализации языка, структурирования текста и мышления, которые используются при подготовке программ искусственного интеллекта. Уже в настоящее время, отдельные медиакомпании, такие как Яндекс, применяют нейросети, информационно-цифровые технологии для генерации статей, блогов и видеоизображений, что способствует созданию актуального контента, неотличимого от созданного человеком. Другое дело, пока искусственному интеллекту недоступны передачи эмоций, переживаний, связанных с персональными особенностями личности.
Благодаря генерированию текста, совершенствованию алгоритмов погружения в процесс обучения иностранным языкам, искусственный интеллект позволяет лучше понимать структуру и контекст языка, что облегчает его усвоение и общение с носителями других коммуникативных культур. Это тот самый случай, когда небезызвестный тезис канадского профессора Маршала Маклюэна о том, что язык медиа является продолжением физиологических инструментов человека, таких, как зрение, слух, речь и т.д. приобретает свое практическое воплощение в реальной жизни.
Характерно, что разработки применения технологий искусственного интеллекта значительно отстают от его реального использования в различных областях жизнедеятельности. Темпы развития информационно-компьютерных технологий так высоки, что наука не успевает оценить, осмыслить и обобщить лингвистические достижения в виде монографий, статей и даже элементарных инструкций для пользователей. И в этом смысле, открытия фундаментальной науки, каковой является лингвистика, может опередить информационно-цифровые технологии и предложить новые идеи для применения искусственного интеллекта.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Любой научный форум, и международная научная конференция в Тверском государственном университете не исключение, дарит роскошь профессионального общения, знакомства с новыми коллегами и стимулирует развитие новых идей и методологических подходов к познанию. Например, благодаря прошлогодней конференции в Тверском государственном университете мне удалось концептуализировать идею преемственности и трансформации «лингвистического поворота» к формированию коммуникативных моделей, применение которых оказалось важным методологическим обоснованием для исследований в сфере медиакоммуникации и журналистики. В результате обсуждения идей с коллегами - лингвистами мне удалось завершить монографию «Коммуникативный поворот» в исследовании медиаиндустрии», которая вышла из печати в прошлом году и получила доброжелательную оценку в научном сообществе теоретиков масс-медиа.
В ходе международной научной конференции в Тверском государственном университете этого года надеюсь почерпнуть новые идеи и методологические подходы к междисциплинарным исследованиям в сфере медиакоммуникации и журналистики. В современных условиях избыточной информации первостепенное значение приобретают информационно-коммуникативные каналы, которые обладают способностью создавать продукцию, стимулирующую активное взаимодействие массовой или специализированной аудитории с масс-медиа. Исходя из растущей популярности интернета, достигнутому благодаря активному многообразию форм коммуникации с целевой аудиторией, газетные публикации и теле - радиопередачи также должны быть в не меньшей степени, чем социальные сети, ориентированы на коммуникативно-смысловой функционал взаимодействия масс-медиа с аудиторией. Формы и методы и коммуникативные стратегии медиаканалов, достигаемые с помощью технологии коммуникативно-смыслового функционала хотелось бы обсудить с участниками конференции.
Карасик Владимир Ильич,

доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, профессор кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, профессор кафедры русского языка как иностранного Московского государственного лингвистического университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Лингвистика в ее современном понимании - это интегративная область знания, включающая и психологию, и социологию, и культурологию. Это изучение человека в его культурно-поведенческом аспекте. Цифровая коммуникации в определенной мере упорядочивает наше существование, вместе с тем резко увеличивает объем сваливающейся на нас информации. В строгом смысле когнитивная безопасность - это защита когнитивной сферы личности от несанкционированных доступов. Для этого нужно определить понятие когнитивной угрозы. В определенной мере это сейчас изучает Г.Г. Слышкин, который организовал лабораторию лингвобезопасности в РАНХиГС. Цифровая этика определяет новые формы поддержания коммуникативной дистанции. Впереди разработка новых базовых правил общения с искусственным интеллектом. Радикально меняется система контроля усвоения знаний и выполнения квалификационных заданий.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Я пока еще недостаточно активно использую программы с искусственным интеллектом для повседневных целей. Искусственные переводчики неплохо справляются с составлением аннотаций на английском языке. Творческие задания пока что искусственный интеллект выполняет на недостаточно высоком уровне. Реферативную статью он напишет, новую идею породить еще не может. Для разработки тренировочных упражнений сейчас искусственный интеллект уже подготовлен.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Тверской государственный университет - это одна из сильных и продуктивных лингвистических школ России. Участвовать в конференциях в Твери приятно и почетно. Думаю, что на апрельской конференции мы обсудим перспективы развития коммуникативной лингвистики.
Клушина Наталья Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры стилистики русского языка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, председатель Стилистической комиссии Международного комитета славистов
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Именно лингвистика и необходима в нашу цифровую эпоху. Если бы не было создано лингвистическое моделирование, национальные корпусы языка, большие лингвистические модели, то не появился бы и искусственный интеллект. Конечно, это новые вызовы для человека, который оказывается в новой цифровой среде. Ему приходится жить в ней, адаптироваться, создавать новые принципы этики и обеспечивать себе цифровую безопасность. Я считаю, что мы способны защитить свою личность, если будем критически оценивать тот контекст, в который мы погружены, учиться отличать фейки от правды, проводить хотя бы элементарный фактчекинг, придерживаться цифровой этики. Но и в обычной жизни, оффлайн, мы постоянно сталкиваемся с жизненными угрозами, реальный мир тоже небезопасен. Мы сегодня живем в смешанной реальности (онлайн и оффлайн), в ней существуют определенные кибер-угрозы, но есть и много преимуществ. Надеюсь, что мы сможем выстроить экологичную цифровую среду, чтобы в ней безопасно жить и работать.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Искусственный интеллект прочно вошел в нашу жизнь и будет только развиваться. Мы не можем от него отмахнуться, закрыть глаза и не замечать. Но мы можем его приручить и использовать в своих интересах. Я, например, с помощью нейросетей в считанные секунды могу узнать, кто первым ввел тот или иной термин, кто из лингвистов занимается смежными с моими научными проблемами, провожу лингвистические эксперименты с искусственным интеллектом, поскольку пытаюсь понять его роль для стилистики. Но я не использую ИИ для написания своих текстов. А вот мои студенты-журналисты на семинарах создавали нейроновости с применением алгоритмов. И нейроновости практически невозможно было отличить от настоящих, «живых» новостей. И мы понимаем, что некреативные жанры вполне можно поручить создавать искусственному интеллекту. Также ИИ полезен для быстрых переводов с одного языка на другой, но обязательно с последующим редактированием человеком. Думаю, что ИИ – полезная технология, если относиться к ней как к технологии. Но существуют различные философские, биологические, этические прогнозы развития ИИ, призывающие человечество быть бдительным и не терять контроль над искусственным разумом. К ним тоже надо прислушаться.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Опыт прошлой конференции, которая проходила 2 года назад, был удачным. Обсуждалось много актуальных тем и направлений. В этот раз я надеюсь на столь же продуктивную научную дискуссию, когда известные ученые из разных университетов знакомят со своими новейшими концепциями. Это создает научную ауру, которая потом с тобой остается надолго и дает сильные импульсы к творчеству.
Маслова Валентина Авраамовна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и начального образования Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, профессор Международного университета «МИТСО», член Президиума ВАК РБ (г. Витебск, Республика Беларусь)
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Гуманитарные знания дают широту мировоззрения, формируют нравственность народа. Сохранились свидетельства многих писателей – от Л. Толстого до У. Фолкнера, считавших, что их произведения способны сделать человека хоть чуточку лучше. Мы далеки от того, чтобы считать, что литература, музыка, живопись оказывает прямое воздействие на нравственную строну личности. История знает немало личностей, когда ученость не отменяла в человеке хамства, зависти, злобы… Однако именно гуманитарные науки хотя бы покажут им направление. Я твердо уверена, что без гуманитарных знаний нельзя подготовить не только дипломированного и знающего «технаря» или врача, но даже слесаря, потому что, помимо технической среды, человек живет в гуманитарной. А. Эйнштейн в «Воспоминаниях» утверждал, что для научного успеха он больше взял из книг Достоевского, чем из специальной литературы.
Гуманитарные знания, центром которых является лингвистика, потому что именно лингвистика дала остальным наукам первый научный метод исследования – сравнительно-исторический, да и системно-структурный метод, хотя и был заимствован лингвистикой из биологии, в остальные гуманитарные науки пришел из лингвистики. Гуманитарные знания – это особый тип знаний, где не требуется много формальных доказательств, вычислений… Зато нужно уметь задавать важные для человечества вопросы. Считается, что в правильно поставленном вопросе уже содержится половина ответа. Язык – важнейшая видоспецифическая черта человека: без языка не было бы человека в том виде, в котором он существует сейчас.
Что касается «цифровой коммуникации и когнитивной безопасности личности», то пока такая коммуникация приносит больше пользы, чем вреда, а личность пока в безопасности. Но все плохое еще впереди. Уже сейчас можно наблюдать ее негативные последствия: нарушена коммуникативная функция у ряда студентов, они мало общаются друг с другом, предпочитая телефон с многочисленными функциями. Это ведет к исчезновению такой характеристики личности, как эмпатия. Студенты перестают видеть и слышать мир, и в этом негативное влияние «цифры» на образование. И еще: ИИ пишет научные статьи, дипломные и магистерские работы для студентов. С этим я лично сталкивалась. А здесь негативный эффект работает в полную силу. Говорят, что в России уже есть диссертации, написанные ИИ.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли или иноязычному общению?
Я использую новые технологии на достаточно примитивном уровне - «умный дом», когда, будучи дома, на даче пультом включаю отопление.
Считаю, что технологии искусственного интеллекта могут помочь в обучении иностранным языкам, а иноязычному общению лишь в качестве переводчика.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
Заявленная тема конференции имеет исключительную важность: обсуждаются актуальные проблемы взаимосвязи языка, культуры, литературы, перевода и коммуникации в рамках современной научной парадигмы знаний. Организаторами конференции задан когнитивный вектор исследований с учетом социальных практик.
Предполагаемые дискуссии и широкий обмен опытом позволит профессиональным сообществам России и других стран найти пути сближения также с другими дисциплинами социального цикла – психологией, социологией, этнографией, психоанализом, семиотикой, философией и т.д. А это требование времени.
Позвольте поблагодарить организаторов конференции за прекрасную идею!
Синельникова Лара Николаевна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языкознания и коммуникативных технологий Луганского государственного педагогического университета; заслуженный деятель науки и техники, почетный работник науки Луганской Народной Республики
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Лингвистика – наука широкого профиля, задача которой – познавать язык во всех его характеристиках и свойствах и передавать полученное знание для его практического применения. Цифровизация только усилила возможности лингвистики как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Появились значимые для общества обязанности: разобраться в отношениях между аналоговыми и цифровыми текстами, между аналоговой и цифровой журналистикой, поэзией и т.д.; описать особенности сетевой коммуникации (лучше – на фоне традиций в общении, закрепленных в русской культуре); определиться с критериями идентификации языковых личностей – реальных и виртуальных и т.д.
Цифровая коммуникация, когнитивная безопасность, цифровая грамотность, цифровая этика – понятия, которые связаны друг с другом, но каждое из них отдельно находится в процессе становления в условиях конкуренции с традиционной картиной мира. Эволюция коммуникационный моделей осуществляется на наших глазах. Идет поиск критериев описания новых феноменов и поиск инструментов нормативного регулирования. Для всего нужно время.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Хочется сказать, что в повседневной жизни мне еще достаточно естественного и эмоционального интеллекта, но по факту искусственный интеллект повсюду: дома, в общении, в поездках, в серфинге по сайтам и т.д. В преподавательской работе использую возможности искусственного интеллекта по большей части для того, чтобы показать, что тонкости устройства текста, его стилистические характеристики недоступны искусственному интеллекту, который способен к систематизации поверхностных признаков текста, но не способен видеть подтекст. Помощь в анализе текстов очевидна. Полезна работа с промтами для нейросетей: правильный запрос требует исходного понимания проблемы и, соответственно, того, о чем вы хотите спросить. Анализ промтов и ответов искусственного интеллекта – один из приемов оценки понимания проблемы: думаю, размышляю, а не просто рутинно генерирую. Работа с искусственным интеллектом в образовательном процессе имеет большой потенциал. Искусственный интеллект способен обучаться, но он может опираться только на имеющуюся информацию, и уже ощутима недостаточная обеспеченность семантическими моделями с дополнительными разметками текстов. Лингвистам предстоит большая и постоянная работа по обеспечиванию искусственного интеллекта релевантным материалом.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч в Твери и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
О степени актуальности заявленной конференции можно судить по её программе. Шесть научно-тематических платформ, в комплексе определяющих проблемное поле современного научного знания по проблемам языка и коммуникации. В дискуссионном формате предполагается рассмотреть важнейшие виды социального взаимодействия: манипулятивного, фейкового, мифотворческого и других; обсудить современные тенденции в межкультурной коммуникации, в международных отношениях, бизнесе, политике, рекламе, медицине, образовании, туризме и т.п. Запланировано проведение студенческой научной конференции, круглых столов и мастер-классов.
Кобенко Юрий Викторович,

доктор филологических наук, профессор, профессор отделения иностранных языков Школы общественных наук Национального исследовательского Томского политехнического университета
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Безусловно, поскольку язык реализует интегративную функцию. В этом смысле язык призван решать те же задачи, что и цифровые технологии — объединять пользователей. Мозгу нужен код, и этот код не может быть цифровым, но семиотическим. Нам так проще думать. Другое дело, что весь объём накопленных знаний уже не помещается в черепную коробку отдельно взятого пользователя, и цифровые технологии должны помогать хранить этот багаж, беречь его и передавать в следующее поколение. «Цифровая коммуникация и когнитивная безопасность» — для меня новые грани того виртуального мира, который создал язык как первая виртуальная реальность человека (задолго до изобретения компьютера), и они сам язык не отменяют. Цифровая этика — это свод правил взаимодействия внутри, положим, социальных сетей, «лицо» медиатизированной личности и пропуск в виртуальное общение.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Считаю, что могут и, в первую очередь, там, где приходиться взаимодействовать с большими объёмами данных. Словарный состав языков неумолимо укрупняется, а объём мозга человека сокращается (данные антропологии), поэтому на помощь должен прийти искусственный интеллект как вспомогательное средство для сортировки, обработки и валидизации информации. Переводчик может очень долго вспоминать перевод того или иного слова, а искусственный интеллект сделает это быстро. Зато живой человек имеет преимущество перед машиной в плане речевой комбинаторики, и в этом человек и ИИ должны друг друга дополнять, но не отменять. Став письменным, язык отделился от головы конкретного пользователя и с тех пор существует в коллективном интеллекте языкового коллектива. Это и есть лоно искусственного интеллекта, за которым следует закрепить роль хранителя и помощника, но не порождающего начала. Потенциальные области его использования: лингводидактика, лексикография, переводоведение.
3.Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
Тематика тверских встреч всегда злободневна и востребована, она объединяет и мотивирует зрелых, а молодым помогает отращивать крылья.
Малыгин Виктор Трофимович,

доктор филологических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования и Российской академии естественных наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий кафедрой «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Дагестана, председатель Наблюдательного совета Владимирского академического театра драмы
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Объект лингвистики — язык во всех форма его многовекового существования, в его многочисленных функциях и безграничном богатстве. В мире насчитывается более 6 500 языков и диалектов. Сохранение цивилизации невозможно без их развития и изучения. В условиях развития цифровых технологий это особенно актуально, ибо разработка программ для новых условий коммуникации нуждается в использовании языков. Цифровая коммуникация — всего лишь подспорье для плодотворного общения людей.. Например, формализованным языкам не удастся\ заменить человеческую коммуникацию, полную чувств, экспрессии, подтекстов, эмоций. У цифры нет и не может быть души. В определённом смысле когнитивная опасность личности в эпоху цифровой коммуникации неизбежна .Психологически мы сегодня не готовы в полной мере предвидеть грозящие нам опасности и чувствуем себя растерянными и даже напуганными надвигающей волной доселе неведомых социальных изменений .Для многих людей надвигающиеся изменения связываются в сознании с чувством страха и неуверенности.. Помочь каждому человеку научиться жить и работать в новых социальных условиях- важнейшая задача всего общества, государственных структур и учёных.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
На моём сотовом телефоне есть программа искусственного интеллекта и я иногда задаю в этой программе каверзные вопросы. Довольно часто я получаю вполне разумные и довольно обстоятельные ответы. Все они однако лишены эмоций и юмора. Основаны же они на огромном массиве информации, накопленной разумным человечеством. В системе образования новые информационные технологии имеют большое будущее. И уже сегодня они успешно применяются и в школах, и в колледжах, и в вузах. Дистантное (онлайн) обучение, использование скайпа, зума, телеграмканала, вотсапа — всё это нуждается в совершенствовании и в широком внедрении в учебный процесс.
Изучение иностранных языков без интернет-ресурсов — это вообще анахронизм.
3.Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Жду новых встреч со старыми по сроку дружбы и сотрудничества коллегами, новых знакомств, дискуссий, споров, интересных докладов и сообщений, содержательных экскурсий. Хочется встретиться с молодёжью, понять, чем молодые учёные дышат, чем увлечены и насколько они связаны с различными научными школами. Уверен, что участники конференции найдут в общении друг с другом много интересного и полезного, внеся тем самым свою лепту в сохранение добрых традиций представляемых ими научных школ.
Гришаева Людмила Ивановна,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры немецкой филологии Воронежского государственного университета.
Сфера научных интересов – теоретическая грамматика, ко-гнитивная лингвистика, теория межкультурной коммуникации, медиалингвистика, переводоведение. Фокус научных интересов – культурно специфические механизмы вербализации сведений о мире, а также принципы структурирования информационного потока в коммуникации. Автор более 500 работ, шести монографий
1. Ваши ожидания относительно развития языка и коммуникации в ближайшее двадцатилетие
Рассуждать о языке всегда легко и всегда чрезвычайно сложно. Легко, если балагурить и скользить по отдельным ярким примерам того, как замечательно используют язык носители языка и культуры. Чрезвычайно сложно, если попытаться объяснить, почему именно так сказано, как сказано, попытаться раскрыть мотивы и степень случайности или сознательности порожденного высказывания. Любой лингвист знает, сколько физических сил, интеллектуальных умений, времени и просто усидчивости требуется, чтобы адекватно и внятно изложить все устно (например, на лекции) или письменно (например, в статье, главе, книге).
Вот, например, читаю относительно недавно в «Литературной газете» на последней странице – значит, это все «шутки юмора»:
Прометея оштрафовали за несоблюдение правил пожарной безопасности. Если память не изменяет, автор – Леонид Соколов.
Понятно, смешно, парадоксально, тупость обыденности очевидна. А вот если приступить к разбору, т.е. к расчленению – а ведь в этом суть анализа! – , то потребуется огромный пласт разнообразных знаний – о том,
кто такой Прометей и чем он стал знаменит насколько, что его вспоминают тысячелетия спустя появления рассказов о его деяниях,
о правилах пожарной безопасности и почему, собственно, Прометей должен знать о них и соблюдать их,
почему Прометей должен вдруг подчиняться инспектору по пожарной безопасности, а не, скажем, Зевсу,
почему инспектор имеет полномочия на взимание штрафа у самого Прометея,
почему в одной фразе объединяется логически необъединяемое,
наконец, почему весь этот логический «беспредел» мы понимает и – совсем непонятно! – он нам нравится, и в ответ мы все смеемся…
Бесконечное число вопросов, которые тянут за собой все более глубокие и все более сложные по существу, по охвату понятийных областей, необходимых для осмысления поднимаемых проблем, и все более сложных, требующих все новых знаний и интеллектуальных процедур.
Поэтому, отвечая по поставленные выше вопросы о языке и коммуникации через двадцать лет, могу сказать: Что было, видели, что будет – увидим. Что в переводе означает: язык никогда не остановится в своем развитии: появятся и исчезнуть новые слова, словечки и выражения, как это случилось за последние три года, например, с такими, как релокант, убеганец, убегант, испугант, испургент и др. Частотным остался релокант, а остальные? Ушли насовсем или только на время? «Вскрытие корпусов» покажет.
Мой научный руководитель дипломной работы не уставал повторять: Die Linguistenmӧgen schreiben, was sie wollen, das Volk aber spricht seine Sprache – пусть лингвисты пишут что пишут, а народ на своем языке говорит.
Нет сомнения и в том, что появятся новые приемы анализа, будут предложены новые концепции, которые условно может быть в ретроспективе разделить на три неравновеликие группы: (1) принципиально новые, предлагающие новый ракурс анализа, концепцию, приемы описания и т.д. (2) формально новые, но сути «перепевающие» уже установленные закономерности, «обзывая» из новомодными терминами, что будет только затруднять поиск истины – объяснить, почему носители языка говорят так, а не иначе в той или иной ситуации; (3) «старые, добрые» теории, существующие много-много лет и аккуратно дополняемые многократно перепроверенные тезисами.
Вот как-то так, как принято у нас говорить сегодня в завершение «дозволенных речей».
2. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Конференция в Тверском университете – это подлинное событие в научном мире, поскольку Тверская научная мысль, навсегда связанная с такими мыслителями (без малейшей иронии, каковая нередко сопровождает названную номинацию), как Александра Александровна Залевская, Иван Павлович Сусов, Георгий Исаевич Богин и, естественно, их ученики, труды которых поражают научную общественность в равной степени оригинальность трактовок привычных явлений и научной добросовестность изложения, а также стремление найти новые подходы и пополнить лингвистическую копилку непривычным эмпирическим материалом.
Полагаю, что сегодня, когда лингвисты «вдруг» вернулись в обсуждению нормы, эта проблематика останется актуальной на довольно длительный период. Причина – парадоксальность нормы. Ведь норма, по всей видимости, для каждого носителя языка и культуры – это нечто само собой разумеющееся, ее никто не замечает до тех пор, пока кто-то ее не нарушит. Однако одной нормы нет и не может быть по определению, что не осознается не только «наивными лингвистами», т.е. носителями языка, но и исследователями. А причина, очевидно, в том, что норма вообще – это абстракция высшего порядка, поскольку в обществе нет и не может быть «нормы вообще», но есть норма применительно к чему-либо конкретному. Нет «правила в принципе», однако есть многочисленные правила на определенные случаи, которыми руководствуются носители соответствующей культуры. Отсюда – юридическая норма, морально-этическая норма, литературная норма, языковая норма, нормальная температура, Как жизнь? – Нормально! и пр.
Полагаю, что особенно актуальной в современном информационном обществе является изучение всех процессов, сопровождающих структурирование информационного потока. Следовательно, интересно и важно знать, что именно интерпретируется кем, когда и почему в качестве информационного шума и/или салиентной информации, той самой, в которой я нуждаюсь здесь и сейчас.
Думается, что, выяснив это, мы навсегда убедимся в том, что человек умнее, надежнее, креативнее искусственного интеллекта, и что он ИИ не сможет заменить нас и поработить наш интеллект.
Савинова Ольга Николаевна,

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, член Союза журналистов России, член Общественного Совета при Министерстве по информационной политике и взаимодействию со СМИ Правительства Нижегородской области. Награждена почетным знаком Союза журналистов России "За заслуги перед профессиональным сообществом"
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Несомненно важна. Более того ее роль возрастает по мере развития цифровых технологий, которые несут обществу не только технологические блага, но и риски. В первую очередь, это риски, связанные с манипулятивно-обманной коммуникацией, а также с угрозами в отношении приватности личной информации.
К сожалению, общество столкнулось со стремительно развивающимися процессами мошенничества в информационно-коммуникационной сфере. С помощью компьютерных технологий зачастую нарушаются моральные принципы, и это не может не настораживать.
Для меня когнитивная безопасность личности -это право на сохранение личной информации. Сегодня образование стало высокотехнологичным, но одновременно возникают и этические проблемы, касающиеся сбора использования и распространения данных, полученных с помощью искусственного интеллекта.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Программы с использованием ИИ уже прописались в нашей повседневной жизни - это и Интернет, и банковская сфера, и телефония и др. Но должна сказать что автоматизированная коммуникация меня не всегда устраивает. Приятнее услышать человеческий голос, уловить живые ноты сопереживания, участия, чем бесцветный голос робота Алисы... Недаром говорят, что ИИ - это "протеза мозга".
Что касается использования технологий ИИ в обучении в целом, и в обучении иностранным языкам, в частности, разумеется, они могут помочь, но убеждена, что последнее слово остаётся не за продвинутыми цифровыми технологиями, а за человеческим крестиком.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
И тема конференции, и возможность обсуждения с коллегами непростых и противоречивых процессов, происходящих сегодня в мире лингвистики и коммуникации очень важно для научного сообщества. Ведь недаром сказано, что самая большая роскошь-это роскошь человеческого общения.
Григорьева Валентина Сергеевна,

доктор филологических наук, профессор кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» Тамбовского государственного технического университета
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Несомненно, лингвистика не только важна для современных цифровых технологий, но и просто необходима. Об этом свидетельствуют безграмотные посты, статьи и пр. Цифровая коммуникация обнажила личность, ее когнитивную сущность. Считаю, что цифровая этика еще не разработана.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Искусственный интеллект в повседневной жизни не использую. Его использование запрещено при написании статей и пособий.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Актуальность заявленной тематики конференции чрезвычайно высока. Представленные доклады, несомненно, внесут определенный вклад в разработку грамматики цифрового общения.
Левицкий Андрей Эдуардович,

доктор филологических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета иностранных языков и регионоведения, профессор кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Считаю, что лингвистика играет важную роль в мире цифровых технологий. Цифровые технологии способны генерировать вербальные образования, которые требуют своего изучения. Именно генерированные тексты, как я считаю, являются примером цифровой коммуникации. Когнитивная безопасность личности — ограничение передачи заведомо ложной, непроверенной и этически нежелательной информации. К сожалению, гарантировать её весьма сложно. Влияние цифровой этики огромно на становление личности молодого человека и его образование.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Использую только для проведения лингвистических исследований. Согласен, что ИИ может помочь в изучении ИЯ.
3. Какие результаты Вы ожидаете от работы Международной научной конференции в Тверском государственном университете и с какими перспективами?
Считаю, что эффективность таких научных встреч чрезвычайно велика, а тематика обсуждения — актуальна. Мы еще не все знаем о цифровой коммуникации и, в частности, о ИИ.
Иванова Мария Валерьевна,

доктор филологических наук, профессор, декан очного факультета Литературного института имени А.М. Горького
Проведен эксперимент: ответы написаны в соавторстве с искусственным интеллектом
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Лингвистика как наука о языке играет ключевую роль в современном мире цифровых технологий. В условиях стремительного развития информационных технологий и глобализации язык становится не только средством общения, но и важным инструментом для передачи знаний, формирования общественного мнения и обеспечения когнитивной безопасности личности. В этом эссе я постараюсь рассмотреть важность лингвистики в цифровую эпоху, проанализировать понятия «цифровая коммуникация» и «когнитивная безопасность», а также влияние цифровой этики на различные сферы жизни, включая образование.
Во-первых, лингвистика необходима для понимания и разработки технологий, связанных с обработкой естественного языка. Современные системы искусственного интеллекта, такие как чат-боты и голосовые помощники, основываются на лингвистических принципах. Они требуют глубокого понимания синтаксиса, семантики и прагматики языка для того, чтобы эффективно взаимодействовать с пользователями. Без лингвистики невозможно было бы создать качественные алгоритмы, которые способны распознавать и интерпретировать человеческую речь, что делает эту науку неотъемлемой частью цифровых технологий.
Во-вторых, цифровая коммуникация, как форма взаимодействия между людьми через электронные средства, требует от нас новых навыков и подходов. В условиях, когда информация распространяется мгновенно и глобально, важно уметь не только правильно формулировать свои мысли, но и критически оценивать информацию, которую мы получаем. Когнитивная безопасность личности в этом контексте означает защиту нашего мышления от манипуляций, дезинформации и других угроз, которые могут возникнуть в цифровом пространстве. Это требует от нас не только лингвистической грамотности, но и способности анализировать контекст, в котором происходит коммуникация.
Цифровая этика, в свою очередь, становится важным аспектом нашей жизни и образования. В условиях, когда технологии проникают во все сферы, от бизнеса до личных отношений, необходимо учитывать моральные и этические аспекты их использования. Например, в образовательной сфере важно формировать у студентов не только технические навыки, но и понимание этических норм, связанных с использованием цифровых технологий. Это включает в себя вопросы конфиденциальности, авторских прав, а также ответственности за распространение информации. Образование должно готовить молодое поколение к жизни в цифровом обществе, где этические дилеммы становятся все более актуальными.
Таким образом, лингвистика, цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности взаимосвязаны и играют важную роль в современном мире. Лингвистика помогает нам понимать и использовать технологии, цифровая коммуникация требует от нас новых навыков и критического мышления, а цифровая этика формирует основы нашего взаимодействия с окружающим миром. Важно осознавать, что в условиях цифровизации мы не только потребляем информацию, но и становимся ее создателями, и от нашего подхода зависит, каким будет будущее нашего общества.
Российская лингвистика в цифровой среде представляет собой интересный и многогранный феномен, который заслуживает отдельного внимания. В условиях глобализации и стремительного развития технологий, российская лингвистика сталкивается с новыми вызовами и возможностями, которые открываются благодаря цифровым инструментам и платформам.
Во-первых, российская лингвистика активно развивается в контексте создания и использования технологий обработки естественного языка (NLP). Это включает в себя разработку систем автоматического перевода, распознавания речи и анализа текстов на русском языке. В последние годы наблюдается рост интереса к созданию лингвистических ресурсов, таких как корпуса текстов, словари и базы данных, которые могут быть использованы для обучения машин и улучшения качества обработки языка. Например, проекты, направленные на создание русскоязычных корпусов, позволяют исследователям и разработчикам лучше понимать структуру и особенности русского языка, что, в свою очередь, способствует созданию более точных и эффективных алгоритмов исследования.
Во-вторых, российская лингвистика в цифровой среде затрагивает вопросы сохранения и популяризации языкового наследия. В условиях глобализации и англо-американской экспансии, влияния английского языка на мировую коммуникацию важно сохранять национальную самобытность, уникальность и богатство русского языка. Цифровые технологии предоставляют новые возможности для этого: создание онлайн-курсов, платформ для изучения языка, а также ресурсы для распространения литературы и культуры. Например, различные образовательные платформы и приложения позволяют людям по всему миру изучать русский язык, что способствует его популяризации и сохранению.
Кроме того, российская лингвистика в цифровой среде сталкивается с вызовами, связанными с языковыми изменениями и адаптацией к новым условиям. Виртуальные пространства, социальные сети и мессенджеры формируют новые языковые нормы и практики, что требует от лингвистов анализа и понимания этих изменений. Например, использование сленга, неологизмов, эмодзи и других элементов цифровой коммуникации создает новые формы выражения, которые необходимо учитывать в исследованиях и образовательных программах.
Наконец, важным аспектом является взаимодействие российской лингвистики с международным сообществом. В условиях глобальной цифровой среды необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, влияющие на развитие языка. Сотрудничество с зарубежными учеными и исследователями, участие в международных проектах и научных мероприятиях позволяет российским лингвистам обмениваться опытом и знаниями, что способствует развитию науки в целом.
Таким образом, российская лингвистика в цифровой среде представляет собой динамичную и развивающуюся область, которая активно реагирует на вызовы и возможности, предоставляемые современными технологиями. Она не только способствует развитию технологий обработки языка, но и играет важную роль в сохранении и популяризации русского языка, а также в анализе новых языковых явлений. Важно, чтобы российская лингвистика продолжала развиваться в этом направлении, учитывая как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на язык и коммуникацию в цифровую эпоху.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
В последние годы технологии искусственного интеллекта (ИИ) стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы сталкиваемся с ними в самых разных сферах: от рекомендаций в стриминговых сервисах до виртуальных помощников, которые помогают нам организовать день. В этом эссе я хотела бы рассмотреть, как именно я использую программы с искусственным интеллектом в своей жизни и как, на мой взгляд, эти технологии могут помочь в обучении иностранным языкам и иноязычном общении.
Лично я активно использую несколько приложений и сервисов, основанных на ИИ. Я часто прибегаю к помощи виртуальных помощников, например, использую российскую разработку Алиса для выполнения повседневных задач: от установки напоминаний до поиска информации в интернете. (В скобках отмечу, что знаю разработчика Алисы, который назвал ее в честь своей дочери). Эти технологии значительно упрощают жизнь, позволяя сэкономить время и усилия. Кроме того, я использую приложение для изучения языков Duolingo, которое применяет алгоритмы ИИ для адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности пользователя. Это приложение анализируют мой прогресс, выявляет слабые места и предлагает соответствующие упражнения, что делает обучение более эффективным и персонализированным.
Что касается обучения иностранным языкам, технологии ИИ открывают новые горизонты. Во-первых, они позволяют создать интерактивную и увлекательную среду для изучения языка. Например, многие приложения предлагают игровые элементы, которые делают процесс обучения более интересным и мотивирующим. Это особенно важно для молодежи, которая может потерять интерес к традиционным методам обучения. ИИ также может помочь в создании адаптивных курсов, которые подстраиваются под уровень знаний и скорость усвоения материала каждого ученика.
Во-вторых, технологии ИИ могут значительно улучшить навыки иноязычного общения. Системы автоматического перевода, такие как Google Translate, Contexto Reverso становятся все более точными и удобными. Они позволяют мгновенно переводить текст и речь, что может быть особенно полезно в ситуациях, когда необходимо быстро понять информацию на иностранном языке. Однако важно помнить, что, несмотря на достижения в этой области, автоматический перевод не всегда может передать нюансы и контекст, поэтому его следует использовать с особым вниманием.
Кроме того, ИИ может помочь в практике разговорных навыков. Некоторые приложения предлагают возможность общения с виртуальными собеседниками, которые могут имитировать реальные разговоры на иностранном языке. Это дает возможность пользователям практиковать произношение, грамматику и словарный запас в безопасной и непринужденной обстановке. Такие технологии могут быть особенно полезны для людей, которые не имеют возможности общаться с носителями языка.
Тем не менее, несмотря на все преимущества, которые предоставляют технологии ИИ, важно помнить о необходимости сбалансированного подхода к обучению. Искусственный интеллект не может полностью заменить живое общение и взаимодействие с людьми. Языковая практика с носителями языка, участие в языковых клубах и культурных обменах остаются важными аспектами изучения иностранного языка. ИИ может служить отличным дополнением к традиционным методам обучения, но не должен становиться единственным источником знаний.
Таким образом, программы с искусственным интеллектом играют значительную роль в моей повседневной жизни и могут существенно помочь в обучении иностранным языкам и иноязычном общении. Они делают процесс обучения более доступным, интерактивным и персонализированным. Однако важно помнить о необходимости сочетания технологий с традиционными методами, чтобы достичь наилучших результатов в изучении языка. Искусственный интеллект — это мощный инструмент, который, при правильном использовании, может значительно облегчить и улучшить процесс обучения.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч и насколько актуальна заявленная на конференции тематика - «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики»?
Эффективность научных встреч, конференций можно оценивать по нескольким критериям, включая качество представленных исследований, уровень взаимодействия между участниками, возможность обмена опытом и идеями, а также влияние на дальнейшие научные разработки. В контексте заявленной темы конференции «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики» можно выделить несколько аспектов, которые подчеркивают актуальность и значимость данной темы.
1. Актуальность темы
Вербально-когнитивный вектор исследований подразумевает изучение взаимосвязи между языком, мышлением и коммуникацией. В условиях глобализации и стремительного развития технологий, таких как искусственный интеллект и цифровые коммуникации, понимание этой взаимосвязи становится особенно важным. Например, исследования показывают, что язык не только отражает, но и формирует наше восприятие мира. Это открывает новые горизонты для изучения того, как различные языковые структуры влияют на когнитивные процессы и социальные взаимодействия.
2. Взаимодействие между участниками
Научные конференции предоставляют уникальную платформу для взаимодействия исследователей, практиков и студентов. Обсуждение таких актуальных тем, как вербально-когнитивные аспекты коммуникации, позволяет участникам обмениваться мнениями, делиться результатами своих исследований и получать обратную связь. Например, на конференции могут быть представлены исследования, посвященные тому, как различные культурные контексты влияют на восприятие и использование языка. Это может привести к новым идеям и совместным проектам, что, в свою очередь, способствует развитию науки.
3. Применение в социальных практиках
Заявленная тема конференции также акцентирует внимание на социальных практиках, что делает ее особенно актуальной. В современном мире, где коммуникация происходит не только в устной, но и в письменной форме (например, через социальные сети), важно понимать, как вербальные и невербальные элементы взаимодействия влияют на общественные процессы. Исследования в этой области могут помочь в разработке эффективных стратегий коммуникации, как в образовательной сфере, так и в бизнесе. Например, понимание когнитивных аспектов восприятия информации может помочь в создании более эффективных рекламных кампаний или образовательных программ.
4. Влияние на дальнейшие исследования
Конференции, посвященные таким актуальным темам, как вербально-когнитивные исследования, могут способствовать формированию новых направлений в науке. Например, обсуждение влияния языка на мышление может привести к новым исследованиям в области психолингвистики или социолингвистики. Это, в свою очередь, может повлиять на образовательные практики, разработку учебных материалов и методов преподавания.
5. Примеры успешных исследований
На конференции могут быть представлены примеры успешных исследований, которые иллюстрируют важность вербально-когнитивного подхода. Например, исследования, показывающие, как использование определенных языковых конструкций может влиять на восприятие информации в политических дискуссиях или как культурные различия в языке могут влиять на межкультурное общение. Эти примеры подчеркивают, что вербально-когнитивные исследования могут быть применены в реальных социальных практиках.
Заключение
Таким образом, эффективность научных встреч и конференций на тему «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики» можно оценить как высокую. Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью понимания взаимосвязи между языком, мышлением и социальными практиками в условиях современного мира. Конференция предоставляет уникальную возможность для обмена знаниями, для формирования новых идей и развития научных исследований, что в конечном итоге способствует прогрессу в области лингвистики и коммуникации.
Малышева Екатерина Валерьевна,

доктор филологических наук, доцент, член организационного и программного комитетов Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Мир лингвистики и коммуникации: вербально-когнитивный вектор исследований и социальные практики», профессор кафедры международных отношений Тверского государственного университета, Лауреат выставки «Истории о выдающихся изобретательницах: Тверские женщины-изобретатели» Тверского областного совета ВОИР (2020 г.), Лауреат Премии губернатора Тверской области для ученых за выдающиеся достижения в области науки и техники в номинации «Лучший коллектив ученых» (2020 г.), Победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена Высшей школы - 2021», член Тверской научной школы «Динамическая модель регулятивной коммуникации»
1. Как Вы считаете, важна ли лингвистика в современном мире цифровых технологий? Что для Вас лично «цифровая коммуникация и когнитивная безопасность личности»? Как, например, цифровая этика влияет на сферу жизни или образования?
Несомненно, в современном цифровом обществе лингвистика играет важную и значительную роль. Сегодня как никогда в связи интенсивным развитием IT-технологий в период инноваций и технологических достижений в области компьютерных наук как важнейших маркеров (признаков) нового тысячелетия лингвистика как наука, как основа новых цифровых технологий, как сфера непосредственного общения между людьми становится базисом сложнейших знаний о существовании множества языков, культур, базисом внутренней взаимосвязанности всех свойств и процессов в коммуникации, которые реализуются при помощи естественных и искусственных языков. С этих позиций, важно отметить, что знание о восприятии целостности системы, создание особых знаков и сигналов, понимание языка оказывается чрезвычайно важным и актуальным на фоне наших представлений о мире. Следовательно, при переводе норм фонетики, синтаксиса, грамматики в цифровую среду мы обязательно сталкиваемся с цифровыми технологиями, которые позволяют нам успешно взаимодействовать с повседневным окружающим нас миром.
Любопытно, но даже уже столь знакомое каждому мошенничество как вид обманно-манипулятивной коммуникации, использование искусственного интеллекта в различных целях или просто использование мультимедийных технологий в обычной жизни, не просто статичное взаимодействие человека с окружающим его социальным обществом. Это и есть, на мой взгляд, элементы когнитивной безопасности личности, элементы цифровизации, которые напрямую связаны с цифровыми инструментами, с цифровой этикой в социально-повседневной деятельности человека как коммуникативной личности Homo digitalis эпохи цифровых трансформаций.
2. Используете ли Вы программы с искусственным интеллектом в повседневной жизни? Как Вы считаете, могут ли технологии искусственного интеллекта помочь в обучении иностранным языкам или иноязычному общению?
Безусловно, программы с искусственным интеллектом сегодня прочно вошли в сферу взаимодействия «человек-человек», «человек-общество», но для члена социума, чья профессия не связана с конкретной сферой деятельности в области программных технологий, их использование является сложной задачей.
При обучении иностранным языкам, иноязычному общению конечно, ИИ, помогает. Это, например, переводчики, составление заданий, анализ материалов. Использование «высокотехнологических навыков» всегда полезно, но и здесь нужен контроль со стороны человека, который сможет влиять на процесс применения ИИ и редактировать полученный материал с учетом разумного использования современных технологий.
3. Как Вы оцениваете эффективность таких научных встреч в Твери и насколько актуальна заявленная на конференции тематика?
Подобные встречи очень важны и актуальны. Ведь это не просто возможность обсуждения проблем, заявленных в информационном письме, обмена научным опытом с коллегами, но и приобретение новых знаний и установление новых прочных контактов, которые закладывают основу для дальнейшего развития нас как ученых, Тверского государственного университета как передовой научной площадки Тверского региона или научной школы.
Кстати сказать, опыт прошедшей в 2023 году Международной междисциплинарной научной конференции «Лингвистика первой четверти 21 века: тенденции, итоги и перспективы» был весьма удачным. Конференция заложила прочные основы взаимодействия тверских ученых, в том числе представителей Тверской научной школы «Динамическая модель регулятивной коммуникации», основателем и руководителем которой является доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации А.А. Романов, со многими известными учеными страны и зарубежных стран, обозначила значительный круг интересов исследователей и наметила совместные перспективы сотрудничества, а научная атмосфера, научная аура панельных дискуссий задала дальнейший «драйф» - стимул молодым исследователям.