В общеобразовательном лицее состоялась конференция «Будущее — за нами»
2 февраля 2007
2 февраля Тверской государственный университет и общеобразовательный лицей «Довузовский комплекс ТвГУ» провели VI научно-практическую конференцию учащихся «Будущее — за нами». В конференции приняли участие ученики лицея ТвГУ и лицея для одаренных детей города Нелидово.
Педагогический коллектив лицея активно занимается поиском талантливой молодежи, привлечением ее к научно-исследовательской деятельности, используя материальные и интеллектуальные ресурсы Тверского государственного университета. Это позволяет уже сегодня формировать новое поколение ученых в Тверском регионе. Создание условий для развития творческих способностей одаренных школьников, обеспечение их профессионального самоопределения и самореализации, формирование личности исследователя — такие масштабные задачи ставила перед собой шестая по счету ежегодная конференция, посвященная Дню рождения лицея ТвГУ.
Открыла конференцию декан факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета, директор общеобразовательного лицея Татьяна Анатольевна Жалагина. В приветственной речи она рассказала о работе лицея и о создании в Твери регионального центра «Одаренность».
Проректор по учебно-воспитательной работе Тверского государственного университета Виктор Прокофьевич Гавриков отметил основное отличие лицея ТвГУ от других образовательных учреждений. По его мнению, оно заключается в синхронности двух процессов — развития науки и внедрения нового знания в образовательный процесс, а затем в практику. Заместитель начальника Департамента образования Тверской области Тамара Васильевна Цеберганова посчитала важным, что в лицее стараются как можно ранее пробудить интерес к знаниям и исследованиям. «На одаренных детей возлагаются сегодня большие надежды, — подчеркнула она, — в лицее учатся люди, которые смогут в ближайшем будущем стать высококвалифицированными специалистами и способствовать развитию государства». Проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета Людмила Николаевна Скаковская пожелала участникам конференции творческого вдохновения и новых идей, которые в дальнейшем будут воплощены в жизнь. Заместитель начальника Управления образования администрации города Твери Владимир Григорьевич Маргось отметил, что научная работа требует огромной самоотдачи и упорства, пожелал ребятам успешно продолжить свои изыскания.
О сотрудничестве тверского и нелидовского учебных заведений собравшимся поведал директор средней школы № 4 г. Нелидово, директор лицея интерната для одаренных детей г. Нелидово Александр Владимирович Ершов.
Первым пленарным докладом стало сообщение Александра Львова на тему «Методы исторического исследования», в котором автор попытался раскрыть возможности научного предсказания будущего посредством исторического моделирования и исторического анализа. Доклад Сергея Можиляна был посвящен особенностям социально-исторического познания.
Роман Курасов и Андрей Чуркин на примере класса школы рассказали о влиянии малой социальной группы на развитие личности. По их мнению, для формирования личности огромное значение имеет общение с другими детьми, которое происходит в школьной жизни. Для того чтобы рассмотреть основные принципы взаимодействия в классе и выяснить, является ли класс устойчивой социальной общностью, юные исследователи полтора года наблюдали за жизнью коллективов в родном лицее. За время работы они пришли к выводу, что класс является устойчивым социальным организмом, только при наличии такого фактора как «индивидуальность» — отличие индивидов друг от друга по таким критериям, как учёба, характер, положение в школе, интересы и дружба, уважение одноклассников, взаимные симпатии и т.д. Все эти факторы влияют на развитие дееспособной личности. Особую роль в жизни класса ребята отводят классному руководителю — «президенту, управляющего своим демократическим государством, арбитру всех взаимоотношений». В своем выступлении Роман Курасов и Андрей Чуркин выказали надежду на то, что в будущем при формировании классов будет учитываться не только год поступления и жребий, но и психологические особенности каждого.
Заслушав пленарные доклады, участники конференции разошлись по секциям, где продолжили делиться своими научными изысканиями. Новые темы, оригинальные подходы, яркие идеи — все это отличало конференцию, участниками которой были еще школьники, но уже ученые.