Международный день слепых: «Я слышал, что мир прекрасен», - сказал слепой. «Кажется», - ответил зрячий.
14 ноября 2011
Все рождены разными. Все рождены уникальными. Ну а кто-то становится особенным, пережив нечто…плохое ли, хорошее ли, нечто, изменившее их судьбу навсегда. Слепых людей можно смело причислить к категории особенных членов общества, но всё же это люди, способные социализироваться, реализовать себя как полноценного человека. Естественно, в одиночку с такой задачей не справится. Поэтому для современного человечества особенно лестно наличие открытых сердцем и душой людей, способных стать проводниками для слепых.
Известный педагог Валентин Гаюи был первым в мире человеком, официально подавшим руку помощи потерявшим зрение парижанам. В 1784 году, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своем собственном доме он открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником мастерской стал подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще одиннадцать беспризорных сверстников Франсуа. До этого события мир ещё не знал учебных заведений для слепых. Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых — «унциала». Гаюи открыл Институт рабочих слепых и в России - в Санкт-Петербурге, а также издал книгу «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых». Этот краткий очерк как бы суммирует результаты его трудов в области воспитания слепых.
Всемирная организация здравоохранения, желая увековечить память о Валентине Гаюи, приняла решение отмечать «Международный день слепых» в его день рождения — 13 ноября.
В Тверском государственном университете тоже нашлись небезразличные проводники, специалисты, готовые поделиться своим опытом с теми, кто постоянно работает во благо детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и слепыми. Институт непрерывного образования ТвГУ и отделение инновационной педагогики и управления в сфере образования постоянно реализуют инновационную программу повышения квалификации преподавателей, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 году совместно с департаментом образования Тверской области тогда ещё Центр непрерывного образования ТвГУ выпустил сборник «Современная коррекционная школа: проблемы и перспективы» под редакцией директора Центра С.Н. Смирнова и доктора психологических наук, профессора Г.Ю. Ксензовой, которая непосредственно реализует программы и является руководителем отделения.
К особым ученикам нужен особый подход, поэтому преподаватели стараются пройти дополнительное обучение для эффективной помощи детям с дефектами здоровья. Преподавательский состав специальных коррекционных школ 1-2, 3-4, 6-7, 7-8 видов считают программы повышения квалификации ТвГУ важнейшей составляющей своего развития, а значит и развития своих воспитанников.
Эта, на первый взгляд, далёкая для среднестатистического человека сфера требует непрерывного повышения качества общения с особенными учениками и использования современных информационных технологий. На программах учителя коррекционных школ изучают психологические основы профессиональной деятельности, способы их обеспечения в альтернативных педагогических технологиях, новые подходы к определению сущности процесса воспитания, инновационные программы духовно-нравственного развития детей специализированных школ. Всё это помогает найти общий язык со слепыми детьми, быстрее и более щадящее подготовить их к будущей жизни в обществе, приобщить к той или иной профессиональной деятельности.
Вчера всё человечество вспоминало о своём долге взаимопомощи и уникальности тех людей, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Так, в Санкт-Петербурге открылась выставка работ, сделанных слепыми людьми, а в Армении организовано праздничное шествие. Но один день – это слишком мало. Надеюсь, что постоянный рост, развитие и желание жить слепых людей и их проводников в полноценную жизнь воодушевят и обычных людей, способных смотреть, но не всегда способных видеть… Ведь порой зрячим учителя, помощники и поддержка нужны не меньше.