Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×
×

Тверской государственный университет

Тверская психолингвистическая школа
Назад

Область знаний:

08-453 - Языкознание

Руководитель научной школы – Мягкова Елена Юрьевна, доктор филологических наук, профессор 

Квалификационный состав научной школы:

  • количество докторов наук – 4;
  • количество кандидатов наук – 7.
  • количество сотрудников без звания, докторантов, аспирантов, соискателей, обучающихся – 3.

Достижения научной школы:

Работа школы ведётся по следующим основным направлениям: психолингвистические проблемы семантики слова; психолингвистические проблемы понимания текста; психолингвистические проблемы двуязычия; психолингвистические проблемы межкультурной коммуникации.

Продолжая развитие теории «живого слова» А.А. Залевской, в рамках ТПЛШ разрабатывается концепция ядра лексикона как естественного метаязыка (Н.О. Золотова) и внутренней грамматики как основы общей функциональной грамотности (Е.Ю. Мягкова), а также проводятся исследования процессов понимания текста в связи с проблемой функциональной неграмотности (Т.В. Кружилина). Продолжается работа изучению процессов становления учебного билингвизма (И.В. Новикова, М.А. Карцова и др.). 

С 1978 г. в ТвГУ ежегодно издаются сборники статей по психолингвистическим про­блемам слова и текста; с 2003-го года сборник стал периодическим изданием с единым названием «Слово и текст: психолингвистический подход» с последовательной нумераци­ей выпусков. С 2005 г. проводи­мые исследования освещаются в рецензируемом научном журнале «Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология». По всем докторским диссертациям опубликованы монографии; имеются три коллективные монографии, посвященные пси­холингвистическим аспектам взаимодействия слова и текста [Залевская и др.1998], иссле­дованиям в области слова [Психолингвистические проблемы… 1999] и проблемам функ­ционирования языка в социуме, тексте и индивидуальном сознании [Функционирование языка… 2018]. В 2021 г. школа приняла участие в подготовке коллективной монографии [Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021)].

Практическое использование полученных научных результатов: 

Результаты проведённых в рамках Школы исследований широко используются в учебном процессе при разработке учебных курсов по ряду дисциплин.

Количество докторов и кандидатов наук, подготовленных за последние 5 лет: 9

Количество изданных монографий за последние 5 лет: 2.

Количество изданных и принятых к публикации статей в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science, за последние 5 лет: 2.

Количество изданных и принятых к публикации статей в журналах ВАК за последние 5 лет: 6.

Поделиться: