К вопросу о военных кафедрах
31 октября 2013
Российский Союз ректоров совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» и Российским студенческим союзом подготовили обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину о необходимости реорганизации военного образования в гражданских вузах в согласовании со стратегическими задачами развития сферы обороны и безопасности.
Об этом объявили Генеральный секретарь РСР Ольга Каширина, Президент ЛСОП Владимир Гутенев и Председатель РСС Артем Хромов 23 октября 2013 года на пресс-конференции в РИА Новости.
Трехстороннее заявление предполагает коренное расширение и модернизацию системы вузовских военных кафедр, а также реформирование системы альтернативной службы в целях формирования устойчивых научно-технических связей университетов, оборонно-промышленного комплекса и армии.
Реформу военного образования в гражданских вузах прокомментировал ректор Тверского государственного университета А.В. Белоцерковский:
«В последнее время на самых разных уровнях высказывается мнение о необходимости расширения количества вузовских военных кафедр. Тверской государственный университет всецело поддерживает эту инициативу. Наиболее удачной нам представляется модель, предложенная совместно Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» и Российским союзом ректоров, в обсуждении которой наш университет принимал активное участие. Модель предполагает создание сети новых и модернизацию существующих военных кафедр, и, в частности, введение многоуровневой системы подготовки студентов на военных кафедрах с получением звания сержанта на бакалаврском уровне и офицерского звания в магистратуре. Это полностью бы соответствовало проводимой руководством Минобороны РФ политике расширения базы подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, увеличения номенклатуры технических специальностей для военной подготовки, а также возрастания роли сержантов-контрактников в ВС РФ.
Современные вооруженные силы становятся одной из самых наукоемких и высокотехнологических отраслей, и подготовка кадров, владеющих, или готовых осваивать и развивать новые технологии, может выполняться в ведущих вузах, имеющих высокий научно-инновационный и образовательный потенциал. При этом спектр образовательных областей, в которых может вестись подготовка кадров для ВС, весьма широк: это физика, химия, биология, информационно-коммуникационные технологии, прикладная математика и кибернетика, география и геоэкология, психология, управление и социология, лингвистика, экономика, право и др.
С образовательной точки зрения, главным достоинством выдвигаемой инициативы, является повышение вариативности образовательных траекторий студентов, расширение спектра формируемых у них в ходе обучения компетенций, в том числе, возможность получения практикоориентированных умений и навыков, потенциально повышающих конкурентоспособность на рынке труда. Иначе говоря, появляется возможность получения специалистов с более «толстым» паспортом компетенций за тот же нормативный срок обучения. Велик потенциал данной инициативы и с точки зрения патриотического воспитания студенческой молодежи, повышения толерантности ее восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Все это полностью соответствуют основным положениям программы стратегического развития нашего университета, да, уверен, и любого другого ведущего образовательного учреждения. Поэтому вузовское сообщество поддерживает инициативу включения большего количества университетов в процесс подготовки кадров для ВС РФ. Это принесет пользу как ВС, так и самим вузам, а, самое главное, обучающимся в вузах студентам, то есть нашему ближайшему будущему».