На базе ТвГУ прошла работа педагогической мастерской сельского учителя
15 ноября 2021
В пятницу, 12 ноября, в рамках международного съезда учителей и преподавателей русской словесности на базе Тверского государственного университета и Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского проходила работа педагогической мастерской сельского учителя. К онлайн-трансляции присоединились педагоги из Белгородской, Нижегородской, Воронежской, Тамбовской, Калужской, Оренбургской, Ростовской, Самарской областей, республик Калмыкии, Марий Эл, Татарстан, Краснодарского края.
Участников педагогической мастерской приветствовала член Совета Федерации, заведующая кафедрой международных отношений Л.Н. Скаковская: «Данная площадка затрагивает важнейшие вопросы преподавания русской словесности в сельской школе. Эту секцию с полной уверенностью можно назвать одной из важнейших в рамках съезда. Ведь именно грамотное преподавание русской словесности в сельской школе является залогом развития и поддержания родного языка. Для нашего вуза большая честь стать соорганизатором площадки и принять в виртуальных стенах учителей и преподавателей из разных регионов России». Людмила Николаевна считает, что работа сельского учителя, особенно словесника, неоценима, потому что именно через его восприятие молодое поколение становится духовно развитым и личностно ориентированным.
С началом работы педагогической площадки педагогов поздравил ректор СГУ А.Н. Чумаченко. «Приятно осознавать, что Саратовский университет стал частью масштабного педагогического форума и совместно с Тверским университетом проводит одну из крупнейших площадок. Её участники поднимут вопросы читательской грамотности старшеклассников, поделятся опытом преподавания русского языка и литературы в сельской школе, секретами развития способностей и талантов у детей из малых городов, будут освещать инновационные методы работы с текстами и многое другое», – рассказал о планах работы секции Алексей Николаевич. В своём вступительном слове он также подчеркнул тот факт, что университет давно и плодотворно ведёт партнёрскую работу со школами. На базе вуза работает федеральная инновационная площадка по поддержке молодых учителей региона, в октябре этого года начал работу виртуальный педагогический класс для старшеклассников области. Учёными СГУ разработан первый электронный навигатор для учителей-словесников.
В продолжение встречи педагоги представили свои доклады по методикам, которые используются на уроках русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Лев-Толстовская СОШ» (с. Льва Толстого, Калужская область) Н.А. Герасимова говорила об особенностях преподавания литературы в сельской школе. Она выделила ряд результативных технологий, которые сама использует в образовательном процессе: технологию критического мышления, включение в обучение буктрейлеров, анонсов художественных произведений и чтение с остановками для лучшего усвоения материала.
Своими методиками преподавания русского языка и литературы в сельской школе поделилась учитель русского языка и литературы Объединённой СОШ № 6 им. В.А. Сулева (х. Объединённый, Ростовская область) И.Г. Лемешко. Она отметила значимость внедрения федерального проекта для школьников «Пушкинская карта», благодаря которому детям из глубинки становится доступным посещение учреждений культуры по всей стране.
О важности воспитания духовно-нравственных ценностей и развития интереса к культуре у молодого поколения в своём выступлении говорила и учитель русского языка и литературы СОШ (с. Мунино, Саратовская область) Калима Мухамеджанова.
Учитель русского языка и литературы СОШ № 1 (с. Старое Дрожжаное, Республика Татарстан) М.И. Мышова озвучила перечень наиболее важных проблем, с которыми приходится сталкиваться сельскому учителю. Среди них — сокращение числа общеобразовательных учреждений, отсутствие мотивации к обучению у школьников, слабая социальная поддержка, большие объёмы отчётности и отсутствие свободного времени, что ограничивает творческую деятельность педагога.
Роль взаимодействия вуза и школы отметила учитель русского языка и литературы СОШ № 8 (г. Петровск, Саратовская область) Т.Ю. Сторожева. Она представила доклад на тему «Развитие способностей и талантов у детей малых городов России», где рассматривала проведение лингвистических конкурсов среди учащихся как неотъемлемый элемент образовательного процесса.
Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования СГУ на базе Гуманитарно-экономического лицея М.И. Кабанова и доцент кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ А.В. Раева затронули тему олимпиадной подготовки в условиях сельской школы. Марина Игоревна говорила о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники олимпиад по русскому языку. Это, в первую очередь, сложность в поиске ресурсов и осмыслении задач. Именно поэтому, по её словам, особенно важно развивать критическое мышление, которое позволяет в большей степени понимать и анализировать поставленные задачи. В своём выступлении А.В. Раева подробно рассмотрела типы олимпиадных вопросов, включающие в себя анализ текста, тестовые и творческие задания.
В рамках модуля «Обсуждение проблем преподавания литературы в сельской школе России» был презентован первый в России электронный Навигатор по современной русской литературе в помощь учителю-словеснику. Его представила доцент кафедры русской и зарубежной литературы Г.М. Алтынбаева. Проект разработан совместно с доцентом кафедры общего литературоведения и журналистики Р.И. Павленко, научный редактор – профессор кафедры Е.Г. Елина.
Структура навигатора включает в себя ряд разделов: литературная критика, литературоведение, классика, литературные премии и другие. Материал для ресурса отбирался в соответствии с запросами учителей и учащихся, а также доступностью текста в Интернете. Использование навигатора позволит не только ознакомиться с современными писателями и критиками, но и послужит основой к подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
В рамках модулей секции участники также смогли обсудить роль метапредметных проектов в школьной практике словесника, развитие критического мышления на уроках русского языка, работу с учащимися с низкой мотивацией и низкими образовательными результатами по русскому языку, создание интерактивного образовательного пространства на уроках русского языка в сельской школе и другие важные аспекты деятельности учителя-словесника. Обсуждение докладов проходило не только на базе площадки, но и в чате, где участники могли задать вопросы выступающим.
Напомним, что Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности проводится с 11 по 13 ноября Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова при поддержке Общества русской словесности и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В его работе принимают участие 2,5 тысячи учителей и преподавателей русского языка и литературы из 60 стран мира. Мероприятия проводятся на площадках 25 российских, зарубежных научных и образовательных организаций.