«Наша работа — БЛАГОДАРНАЯ!»: А.С. Бысюк — о профессии воспитателя, подготовке специалистов в ИПОСТ и современных детях
27 сентября 2024
27 сентября в России отмечается общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. Главная идея праздника — развитие дошкольного образования, повышение его качества, повышение престижа работы воспитателей и других специалистов дошкольных учреждений.
Накануне профессионального праздника пресс-служба ТвГУ побеседовала с исполняющей обязанности заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИПОСТ ТвГУ, кандидатом психологических наук Анной Сергеевной Бысюк о том, как в ИПОСТ готовят специалистов дошкольного образования, каковы особенности поведения современных детей и о любви к профессии.
— Анна Сергеевна, поздравляем Вас с наступающим праздником воспитателей и всех дошкольных работников! Как в современной России готовят кадры, работающие с дошкольниками? Какие тенденции сегодня наблюдаются в развитии этого направления педагогического образования?
— Здравствуйте. Спасибо большое за поздравление. Не буду вдаваться во все организационно-методические тонкости подготовки студентов. Обозначу лишь основные тенденции, которым стараются следовать преподаватели нашей образовательной программы «Психолого-педагогическое образование».
Ни для кого не секрет, что от вуза на местах ждут высококвалифицированных специалистов, способных выполнять трудовые функции, заложенные в профессиональном стандарте «Педагог» и профессиональном стандарте «Педагог-психолог». От чего же зависит, будет ли наш выпускник высококвалифицированным? Безусловно, это теоретическая и практическая подготовка студента. Ведь все мы понимаем, что без теоретического базиса невозможно осознанное выполнение своих профессиональных обязанностей. А без возможности понаблюдать за деятельностью педагога или психолога в группе детей, без возможности применить теоретические знания на практике под руководством наставника наши теоретические знания так и останутся лишь сухим материалом ранее прочитанных учебников.
Следовательно, в подготовке наших студентов преподаватели стараются применять современные образовательные технологии, позволяющие студентам демонстрировать свои знания и практический опыт, который они получают в ходе предусмотренных образовательным процессом учебных и производственных практик, мастер-классов и мастерских, открытых занятий, при решении кейсов, имитационных и деловых игр, дискуссиях. Сразу отмечу, что для работы со студентами на программу в качестве преподавателей приглашены педагоги-практики (заведующие, старшие воспитатели, педагоги-психологи) дошкольных образовательных организаций города, а ряд штатных преподавателей программы имеют опыт практической деятельности.
Подготовка высококвалифицированного специалиста невозможна без его желания быть таковым. Речь идет об особенностях становления эмоционально-мотивационной сферы студента: его готовности развиваться в личностном плане. И на программе мы стараемся создать условия для такого личностного развития наших студентов. В рамках учебного процесса у нас предусмотрены не только тренинги личностного роста, мастер-классы с психологами, презентации лучших практик от воспитателей дошкольных образовательных организаций города Тверь и Калининского района. Весь образовательный процесс мы стараемся выстраивать в сотрудничестве со студентами, мотивируя их на личностное развитие.
Процесс профессиональной подготовки студентов направления «Психолого-педагогическое образование»
— Работа с малышами, как нам кажется, очень серьезный, сложный и сверхответственный труд. Вы с этим согласны? Какими качествами должен обладать человек, решивший избрать это своей профессией?
— Работа с малышами не только ответственна, сложна, но и интересна, увлекательна, креативна. Работа с детьми предполагает создание ситуации доверия, открытости, безопасности, уважения. Они тонко чувствуют те моменты, когда их обманывает взрослый, и они перестают ему верить, детям становится тревожно и небезопасно, когда они не понимают, что вокруг. Рядом с детьми взрослому надо быть честным, чтобы не обмануть доверие малыша. Взрослый должен быть устойчивым в ситуациях, когда ребенку страшно, непонятно, грустно, больно, интересно, радостно, удивительно. Взрослому надо быть чувствующим, ему нужно быть понятным, поддерживающим, готовым к непредсказуемости детских реакций. Взрослому надо уметь рядом с детьми быть разным, но ясным.
— Что, на Ваш взгляд, помогает начинающим дошкольным работникам обрести уверенность в себе как специалисте? Как не бояться огромной ответственности перед детьми, родителями, обществом?
— Что помогает нам быть устойчивым в разных жизненных ситуациях вне зависимости от возраста и стажа работы? Коллегиальная поддержка, желание развиваться, умение признавать свои ошибки, осознавать, что все на свете невозможно знать и уметь, но точно надо знать, где об этом можно узнать, у кого спросить, с кем поделиться своими переживаниями.
— Давайте поговорим о современных детях. С какими их особенностями имеют дело дошкольные специалисты сегодня?
— Современные дошкольники подвижные, активные, внутренне свободные исследователи пространства (в том числе и гаджетов). Это уверенные в себе дети, которые не всегда готовы действовать по подражанию и повторять то, что говорит им взрослый. Они готовы выстраивать свои стратегии поведения. Они часто задают вопрос «зачем», они настойчивы, порой требовательны ко взрослым, не всегда могут выполнять бессмысленные на их взгляд просьбы. Современные дети готовы нестандартно решать проблемные ситуации. Они могут быть «наслушанными» из-за большого потока информации вокруг, но при этом не иметь реального опыта в тех или иных ситуациях. Они способны одновременно выполнять несколько действий (рисовать и слушать сказку), но при этом могут быть неспособны усидеть на одном месте во время разговора, быстро отвлекаются и не могут сосредоточиться на чем-то. Несмотря на информированность и наслушанность, словарный запас современного ребенка может быть довольно скромным, в силу соседства компьютерных игр и телевизора и отсутствия книг в совместном досуге ребенка и взрослого.
Современный дошкольник любит играть, но сюжеты игр несколько изменились, да и сюжетно-ролевая игра уступает место играм компьютерным.
Современный дошкольник точно отличается от своего сверстника 10-15 лет назад. Об этом стоит помнить, принимать это и уметь с этим обходиться в профессиональной деятельности.
— Дошкольный работник — это благодарная профессия?
— Наша работа — БЛАГОДАРНАЯ! Видеть, как подрастает на твоих глазах ребенок, как он меняется, как он раскрывается — разве это не благодарность? Слова признательности родителей, которые видят результат твоего труда, радостные и счастливые глаза ребенка, его самостоятельность в том, в чем ранее он был не состоятелен, — это стоит дорого.
— Что бы Вы пожелали коллегам на праздник?
— Дорогие педагоги, с огромной благодарностью отношусь к вашему труду, включенности, преданности профессии, стремлению зародить в каждом ребенке исследовательский ручеек, поддержать искру радости и удивления, возможности быть рядом со своими воспитанниками и разделять с ними радость открытий. Хочу пожелать вам оставаться верными себе, искренними в отношениях с детьми, удовлетворения от прожитого дня, душевного спокойствия и творческого приспособления!
Мы благодарим А.С. Бысюк за интересную беседу. Поздравляем Анну Сергеевну и ее коллег с профессиональным праздником!