WBL-исследования в ТвГУ: студенческая конференция ИнЭУ
27 апреля 2022
18 – 27 апреля 2022г. Институт экономики и управления ТвГУ провёл ежегодную Всероссийскую студенческую научно-практическую конференцию «Экономика, управление и политика: проблемы теории, практики и взаимодействия», в которой приняло участие более 300 человек – студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры российских вузов. В рамках конференции работало 12 секций под руководством ведущих учёных ИнЭУ. В этом году впервые была организована отдельная секция на русском и английском языках «WBL как активатор развития высшего образования» (модераторы к.э.н., доцент Скудалова О.В., ст. преподаватель Бородина А.В.).
Секция прошла 22.04.2022г. в дистанционном формате на платформе Microsoft teams. C приветственным словом выступили зав. кафедрой экономики предприятия и менеджмента ИнЭУ, д.э.н., доцент Н.Н. Беденко и директор центра стратегического и инновационного развития ТвГУ, д.ф.-м.н., профессор А.В. Белоцерковский. Андрей Владленович высоко оценил потенциал выступающих, назвав их активаторами развития высшего образования в России. На секции были представлены результаты студенческих исследований по проекту «FlexWBL: Разработка гибкой, инновационной, практической рамки Work-Based Learning (обучения, совмещённого с работой) в высшем образовании Армении и России» при поддержке Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре Erasmus + (проект № 610072-EPP-1-2019-1-LV-EPPKA2-CBHE-JP), который реализуется на кафедре экономики предприятия и менеджмента ИнЭУ ТвГУ в 2019 – 2022 гг. На сегодняшний день ТвГУ лидирует в студенческих исследованиях по WBL-проблематике. Всего в рамках секции было заслушано 7 докладов в дистанционном формате и 1 доклад с заочным участием.
Первым выступил студент из Цейлона Висал П. Ганеватте (3 курс бакалавриата, научный руководитель к.г.н., доцент кафедры МКОА РГГМУ Абанников В.Н). Тема доклада – «Влияние локальных изменений климата на урожайность картофеля в Ленинградской области по данным за 15 лет (2004-2019)». Висал учится в Российском государственном гидрометеорологическом университете (С. – Петербург) – партнёре ТвГУ по проекту FlexWBL. Координатором рабочей группы проекта от РГГМУ является Э. В. Подгайский, ведущий специалист международных связей управления международного сотрудничества Регионального метеорологического учебного центра ВМО ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), учёный секретарь Учебно-методического совета вузов России по прикладной гидрометеорологии при Федеральном учебно-методическом объединении «Науки о Земле», ст. преподаватель кафедры метеорологии, климатологии и охраны атмосферы ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет». Э.В. Подгайский принял участие в работе секции в качестве содокладчика Висала П. Ганеватте.
Теоретико-эмпирические исследования по WBL-проблематике были представлены в двух блоках: студенты 3 курса бакалавриата ИнЭУ ТвГУ, направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили «Управление в организации» и «Маркетинг», подготовили презентации по теоретическим аспектам WBL в высшем образовании на основе вторичных источников (апробация результатов исследования прошла в январе 2022г. на международном информационно-методическом онлайн-семинаре по распространению (диссеминации) результатов проекта FlexWBL на базе ИнЭУ ТвГУ). Оксана Зелык и Диана Кузнецова (научный руководитель д.э.н., доцент Беденко Н.Н.) выступили с докладом «WBL в российской системе высшего образования: трудности и перспективы», в котором обсуждались общие вопросы и барьеры внедрения WBL-технологий в систему высшего образования.
Полина Комиссарова и Денис Новиков (научный руководитель д.э.н., доцент Беденко Н.Н.) подготовили доклад на тему «“Work based learning” в системе управленческо-экономического образования: преимущества для студентов». Докладчики сфокусировались на использовании элементов WBL в обучении менеджеров и экономистов. В заочном выступлении Дарьи Ипатовой «Применение стратегий WBL для подготовки специалистов в области ESG» (магистратура Санкт-Петербургского государственного экономического университета, научный руководитель д.э.н., профессор Любарская М.А.) также были затронуты проблемы WBL в высшем управленческом образовании в контексте экологического, социального и корпоративного управления.
В докладе Евгении Масленниковой и Полины Песиковой «Применение WBL-технологий в высшем образовании как способ удовлетворения требований рынка работодателей» (3 курс бакалавриата ИнэУ ТвГУ, научный руководитель к.э.н., доцент Комарова Е.В.) перспективы и барьеры для реализации WBL в системе высшего образования рассматривались с позиций работодателей как ключевых стейкхолдеров.
Студенты 2 курса магистратуры ИнЭУ ТвГУ, направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент», профиль «Стратегическое и корпоративное управление» поделились результатами собственных социологических исследований в рамках научно-исследовательской практики, с использованием анкет (в google и традиционном форматах), разработанных учёными Пермского государственного национального исследовательского университета – партнёра ТвГУ по проекту FlexWBL. Исследования проводились под руководством ст. преподавателя Бородиной А.В. Мария Соловьёва и Максим Дмитриев провели google-анкетирование студентов ИнЭУ, их доклад назывался «WBL глазами студентов ИнЭУ ТвГУ (по материалам социологического исследования)». Исследование показало, что студенты ИнЭУ заинтересованы во внедрении программ WBL в структуру высшего образования. Современные заочники – это профессионалы, занимающие либо планирующие занять руководящие должности в организациях и готовые осознанно сотрудничать с университетом и работодателями в целях оптимальной образовательной траектории.
Константин Томилин и Дмитрий Просеков провели своё исследование в традиционном формате на базе Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ, представив доклад на тему «WBL глазами студентов ИПОСТ ТвГУ (по материалам социологического исследования)». Докладчики выразили благодарность директору ИПОСТ ТвГУ, академику Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору, Почётному работнику высшего профессионального образования РФ, лауреату премии Правительства РФ в области образования Лельчицкому И.Д. и доценту кафедры педагогики и психологии начального образования, кандидату психологических наук Голубевой Т.А. за помощь в проведении исследования.
Екатерина Королёва и Иван Сидоров выступили с докладом «WBL глазами работодателей (по материалам пилотного исследования)». Они провели анкетирование сотрудников 7 организаций из Твери, Москвы и С.-Петербурга, работающих в сфере строительства, промышленности, государственного управления, информационного обслуживания в сфере туризма, досуга, отдыха, юридической и медицинской поддержки, оптовой торговли. В целом работодатели заинтересованы в WBL-подходе при условии формирования у студентов навыков трудоустройства.
Все доклады вызвали живейший отклик слушателей – студентов и преподавателей; докладчикам задавали много вопросов, на которые были даны исчерпывающие и грамотные ответы. Выступающие продемонстрировали высокий уровень сформированных исследовательских компетенций и научной культуры, навыков публичных выступлений и ведения научной дискуссии на русском и английском языках. Активное участие студентов в международной проектной деятельности способствует получению ими призовых мест и в других секциях. Так, участники проекта FlexWBL Мария Алексеева и Анжелика Бородкина (3 курс бакалавриата ИнЭУ ТвГУ, направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Маркетинг», научный руководитель к.э.н., доцент Комарова Е.В.) заняли первое место с докладом «Территориальный брендинг – трамплин для развития региона» в секции «Современные проблемы менеджмента и маркетинга» (руководитель секции к.э.н., доцент Комарова Е.В., секретарь ст. преподаватель Боярская И.В.).
Секция «WBL как активатор развития высшего образования» состоялась благодаря поддержке директора ИнЭУ ТвГУ, к.э.н., доцента, Почётного работника сферы образования РФ Д.И. Мамагулашвили и заместителя директора ИнЭУ по научной работе, доцента кафедры государственного управления, к. э. н., доцента М.В. Цуркан, технической поддержке IT-специалиста ИнЭУ Васина Е.А., плодотворному сотрудничеству между факультетами ТвГУ и университетами-партнёрами проекта, эффективной коммуникации всех стейкхолдеров и участников конференции. Доклады будут опубликованы в виде тезисов и/ли переработаны в научные статьи.
Видеозапись секции доступна по ссылке