Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Тверской государственный университет

×
О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураИсторияАссоциация выпускниковПопечительский советПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеЛицензирование и аккредитацияНормативные документыФакультеты и институтыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Лицензирование и аккредитация
Нормативные документы
Факультеты и институты
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалПодготовка кадров высшей квалификацииПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваАкадемическая мобильностьМеждународные проектыОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр международного сотрудничества
Академическая мобильность
Международные проекты
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Новости

«Легко ли было собирать колоски?»: воспоминания Н.М. Дмитриевой

«Легко ли было собирать колоски?»: воспоминания Н.М. Дмитриевой

18 мая 2022

В рамках акции Минобрнауки РФ «Научный полк» делимся воспоминаниями о военных годах труженицы тыла, почетного работника ТвГУ Нины Максимовны Дмитриевой.

«Я принадлежу к младшему поколению тружеников тыла, которых принято называть «дети войны». Когда началась Великая Отечественная война, мне было 9 лет. Поэтому в моих воспоминаниях доминирует мировосприятие и мироощущение ребёнка: это закон возраста.

Нина Максимовна (слева) с коллегами, преподавателями филологического факультета
Нина Максимовна (слева) с коллегами, преподавателями филологического факультета

Семья наша жила в селе Горки Новосокольнического района Калининской области. В самом начале войны отец был мобилизован в ряды Красной Армии и в 1943 году погиб. А мы оказались рядом с линией фронта. Я до сих пор помню, как шёл бой за город Великие Луки, который находился от нас в 20 км. Казалось, что огромным пламенем пылает само небо, стоял жуткий гул, грохот, как будто гремит гром, но не естественный, не настоящий, а какой-то странный и непонятный, словно земля раскалывается пополам. А когда, примерно через сутки, город был сдан, всё стихло, и эсэсовцы стали захватывать деревни и сёла, грабить и убивать людей. Слухи об этом быстро распространились, и мать приняла решение: уходить во что бы то ни стало. И мы пошли глухими лесными дорогами (шоссе бомбили) с рюкзаками за спиной на восток. Идти, конечно, было очень непросто. В любую погоду вставали в 5 часов утра, и — вперёд… Жители деревень, через которые мы проходили, пускали на ночлег, поили, кормили, делились, чем могли. И за это их душевное тепло хочется им до земли поклониться и сказать: «Спасибо вам, Люди».

В то же время меня на всю жизнь поразил чудесный мир природы, удивительная красота Тверского края. Мощные хвойные леса уходят куда-то в небо, вековые ели, сосны стеной стоят. Потом они сменяются светлыми перелесками с берёзками и лугами, полянами ягод и цветов, на заре поют птицы, но гул летящих самолётов напоминает: идёт война.

«Легко ли было собирать колоски?»: воспоминания Н.М. Дмитриевой, изображение №2

И я никогда не смогу забыть, как мы попали под обстрел немецкого снайпера. Самолёт летел над деревней так низко, что видно было лицо немецкого лётчика, а из самолёта строчил пулемёт. Мы лежали в канаве, накрыв головы травой. И вот, когда самолёт улетел, с ужасом увидели, что ворота дома, около которого мы прятались, превратились в решето, они были насквозь прошиты многочисленными пулями. Вот тогда мне по-настоящему стало страшно и жутко, ведь смерть была буквально в двух шагах от нас, не в переносном, а в прямом смысле слова. И спасла нас чистая случайность.

Примерно через месяц наш поход по Тверской земле закончился. Моя мать как агроном получила назначение в Саратовскую область. Мы оказались в Новокузнецком районе, на границе с Казахстаном.

Дети делали то же, что взрослые, за некоторым исключением, конечно. Работали каждый день, без выходных. Чтобы заработать трудодень, надо было выполнить норму взрослого человека. Режим труда и дисциплина были едины для всех.

Летом 1942 года, когда мне было 10 лет, все дети моего возраста пошли работать в колхоз, и я, конечно, вместе со всеми. Очень хорошо помню, как это произошло. Мы, подростки села Алексеевка, собирались каждый день дружной компанией играть в мяч, в лапту, простую, круговую и т.д. И вдруг в одно прекрасное утро я прихожу на наше излюбленное место, а там — никого. Удивлённая, я пошла в дом к одной подруге, к другой, к третьей, и везде бабушки сказали, что вчера бригадир попросил детей колхозников выйти на работы, так как не хватает рабочих рук, а надо срочно сажать рассаду капусты. И утром все ушли на плантацию. Я одна поболталась по улице, поиграла в мячик, но, конечно, мне было очень скучно, и я не знала, как скоротать день. А вечером сразу же побежала к девчонкам и стала спрашивать, как там, на работе? Они сказали, что устали, но в целом довольны. И прежде всего им понравилось, что там кормят. Утром дают чай с хлебом, в обед — тарелку супа, вечером — кашу. Поэтому надо брать с собой чашку, ложку, кружку. Я спросила: «А меня возьмут на работу?» И получила ответ: «Конечно, только приходи к 8 утра, опаздывать нельзя, там строго».

И так началась моя новая, трудовая жизнь, которая продолжалась каждое лето до конца Великой Отечественной войны.

Сразу возникает вопрос: «Какие виды работ, мы, дети войны, могли выполнять в колхозе?». А делали мы то же, что взрослые, за некоторым исключением, конечно. Работали каждый день, без выходных. Чтобы заработать трудодень, надо было выполнить норму взрослого человека. Режим труда и дисциплина были едины для всех.

В начале лета мы сажали рассаду капусты, помидор, огурцов и т.д. Потом начиналась прополка грядок от сорняков вручную или мотыгой, которой не только тяжело было работать, но даже просто поднять её было трудно. Осенью собирали урожай: срезали головки подсолнухов, дёргали нут (горох), махорку, копали картошку, собирали колоски на полях.

И вот здесь мне хочется немного порассуждать с позиций современного человека. Довольно часто, когда говорят о тружениках тыла, приходится слышать: «Ну что же вы в вашем возрасте могли делать в колхозе? Ну, колоски-то собирали?» Да, конечно, и колоски тоже. Но что стоит за этой фразой? Вот в чём вопрос. Давайте на минутку представим современного ребёнка 10–12 лет. А что, если бы ему дали мешок и предложили с 8 утра до 8 вечера (с перерывами на обед, конечно) ходить по полю, непрерывно нагибаясь, с грузом за спиной? И всё это под палящим солнцем, при температуре +45–500 , когда дует тёплый ветер из пустыни Гоби. Нестерпимо хочется пить, и ты идёшь, почти высунув язык… А уйти нельзя, все, кто рядом, идут вперёд и вперёд, все ждут, когда звеньевая скажет: «Привал». Только тогда можно будет остановиться и посмотреть в небо…

Как, на Ваш взгляд, покажется ли кому-то из детей такое хождение по полям лёгким?

Ну, в самом деле, чего хочется ребёнку в этом возрасте? Общаться со сверстниками, бегать, прыгать, играть, смеяться… И я вспоминаю, как мы радовались, когда приходили в школу 1 сентября. И не потому, что мы так неудержимо рвались сесть за парту. Нет, мы просто радовались тому, что опять все вместе. Среди нас были дети местного населения и эвакуированные, из блокадного Ленинграда, дети разных национальностей: русские, казахи, украинцы, евреи и др. Мы жили дружной, большой семьёй. Писали письма на фронт, вязали шерстяные носки, варежки, отправляли посылки бойцам Красной Армии.

В школу мы приходили не к началу занятий, а намного раньше, не к 13:00, а к 11 часам дня, складывали во дворе свои портфельчики и начинали бегать, играть в догонялки, третий лишний, в мяч и т.д. Но самой любимой была игра в флажки. Основная задача: унести флажок другой команды, но сделать это так, чтобы тебя никто не догнал и не запятнал. Это было очень трудно, требовало большой скорости, ловкости и целеустремлённости. Но я очень хорошо помню: если флажок попадал в мои руки, я летела с такой скоростью, что могла ускакать в другой конец и даже соседнюю деревню. И меня не мог догнать никто из ровесников, не только девочки, но и мальчики. Это все уже знали, и наша команда побеждала.

Нина Максимовна (слева) с коллегами, преподавателями филологического факультета
Нина Максимовна (слева) с коллегами, преподавателями филологического факультета

А теперь, когда я всё это вспоминаю, мне кажется, что в те годы люди всех возрастов жили одной мечтой о Большой Победе. Самоотверженность стала особенностью духовной атмосферы всего общества от мала до велика. Во всяком случае, в моей жизни такого безоглядного, такого неудержимого стремления к одной цели больше не было. И за всё это огромное Спасибо нашей Великой Победе, всем участникам Великой Отечественной войны».

Статья подготовлена по материалам сборника «Не меркнет в нашей памяти война…» (Тверь, 2015 г.).