Аспирант ИПОСТ — участник искусствоведческой секции международной конференции «Ломоносов-2024»
16 апреля 2024
12 апреля в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова начала свою работу XXXI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2024». Конференция традиционно собирает на своих многочисленных дискуссионных площадках лучших представителей молодежной науки из ведущих университетов России, государств ближнего зарубежья и дружественных зарубежных стран. Для участия в «Ломоносове» все кандидаты проходят строгий экспертный отбор. В конференции регулярно принимают участие студенты и аспиранты ИПОСТ.
Новым для научной самореализации молодых ученых ИПОСТ направлением в конференции 2024 года стало музыковедение. В подсекции «Историческое музыкознание» секции «Искусствоведение» выступил аспирант ИПОСТ Антон Мерзликин (научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Е.Г. Милюгина).
В докладе «Моцарт против Клементи: кто победил в музыкальном поединке 1781 года? (опыт ревизии принятых версий)» Антон обратился к общеизвестному сюжету о состязании двух признанных в Европе пианистов-виртуозов, организованном австрийским императором Иосифом II в Вене на Рождество 1781 г. Историческое музыкознание XIX–XX вв. традиционно утверждает, что в соревновании победил Моцарт, или дипломатично провозглашает ничью. Современная методология считает некорректной саму постановку вопроса о соревновании в сфере искусства. Доступные сегодня исторические документы позволяют квалифицировать это соревнование как политически ангажированное, затеянное императором для укрепления внешнего и внутреннего могущества Австрии силами венского искусства. Таким образом, молодые гении оказались заложниками времени и политической воли — и одного из них история короновала, а другого на два века сурово вытеснила на периферию музыковедческого и слушательского интереса.
Представленный Антоном Мерзликиным опыт ревизии принятых версий актуализирует методологию, которая применима к известным в истории искусства творческим соревнованиям, итоги которых сегодня требуют перепроверки и восстановления справедливости в отношении забытых гениев. Пожелаем Антону успехов в предпринятом искусствоведческом начинании!