ИПОСТ ТвГУ - бессменный лидер всех волн проектно-образовательного интенсива «От идеи к прототипу» Университета 2035
30 января 2025
Подводя итоги 2024 года, Институт педагогического образования и социальных технологий (ИПОСТ) Тверского государственного университета (ТвГУ) вновь подтвердил статус флагмана проектной деятельности, завоевав призовые места и высокие рейтинги в весенней и осенней волнах 2024 года масштабного проекта «От идеи к прототипу» Университета 2035.
В весенней и осенней волнах интенсива приняли участие 120 студентов ИПОСТ с 1-го и 4-го курсов, объединившиеся в 24 команды. Из них 13 команд вошли в число победителей и попали в топ лучших коллективов страны. Одним из организаторов интенсива в ТвГУ и наставником всех проектов выступил заместитель директора ИПОСТ по цифровому развитию образовательного процесса, доцент кафедры математического и естественнонаучного образования Ален Павлович Сильченко. Он подчёркивает, что главной миссией является «вовлечение максимально широкого круга обучающихся во все этапы проектной деятельности с ориентацией на конкретный результат». Студенты успешно реализовали проекты, которые были высоко оценены экспертным сообществом и сопровождались разработкой полноценной проектной документации — от паспорта проекта и технического задания до дизайн-макетов и брендбука. По итогам весенней волны были поданы заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, вследствие чего было получено 8 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, часть участников продолжила совершенствовать проекты в выбранных направлениях.
«Наша главная заслуга — мы смогли масштабировать деятельность обучающихся и выйти за рамки базовой модели Университета 2035 путём разработки авторской научно обоснованной технологии создания проектов, которая уже доказала свою эффективность: более 50% команд под моим наставничеством неизменно оказываются в числе лучших в стране», — подчёркивает А.П. Сильченко.
Научная основа и перспективы развития
Разработанная технология опирается на фундаментальные труды в области культурологического подхода (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Сериков), теории педагогических систем (М.И. Беспалько, В.М. Монахов) и параметрическую модель образовательного процесса (В.М. Монахов). Эта совокупность научных идей:
- Гарантированно помогает раскрывать талант каждого участника за счёт выстраивания системной проектной работы.
- Развивает творческие навыки: от генерации идей и дизайн-мышления до комбинирования различных методов решения задач и принятия нестандартных решений.
- Формирует умения межличностного взаимодействия, проектной рефлексии и профессионального общения.
Результаты студентов ТвГУ после прохождения каждого этапа (от исследования и проектирования до публичной демонстрации) подтверждают эффективность технологии: участники не только осваивают методы управления проектами, но и закрепляют навыки информационного поиска, критического мышления, командной работы, разработки прототипов и документирования.
Постоянное совершенствование и новые горизонты
Технология многократно апробировалась в рамках Университета 2035 и постоянно совершенствуется. Сегодня её активно внедряют не только преподаватели ТвГУ, но и, в «пилотном» режиме, учителя и наставники школ города Твери. По инициативе врио ректора Сергея Николаевича Смирнова (который не только поддерживает студентов и преподавателей, но и лично участвует в ключевых этапах эксперимента) авторская технология используется в образовательном процессе 10-х классов (информационно-технологический, правовой профили) Академической гимназии ТвГУ им. Максимовича, в т.ч. у гимназистов губернаторского класса. Обучающиеся создают инновационные проекты в сфере IT, медиа и юриспруденции, что включает:
- Освоение гибких методов управления (Agile, Scrum, Kanban) для оптимальной координации задач и быстрой корректировки планов.
- Глубокое погружение в содержание: от правового анализа, изучения реальных кейсов и проектирования интерфейсов до разработки архитектуры кода и маркетинговых стратегий.
- Регулярные совещания, где участники делятся наработками, выявляют проблемные аспекты, получают экспертную обратную связь и ведут конструктивный диалог с потенциальными стейкхолдерами.
Первые результаты реализации на экспериментальной площадке были высоко оценены на межрегиональной стратегической сессии делегатов инновационных площадок Российской академии образования.
Благодарности и признательность
Особые слова благодарности — врио ректора ТвГУ Сергею Николаевичу Смирнову, чья вовлечённость и всесторонняя поддержка студентов и преподавателей во многом способствуют успешному продвижению авторской технологии и реализации проектного подхода в университете и школах.
Особую благодарность директору ИПОСТ, академику Игорю Давыдовичу Лельчицкому, за неизменную поддержку, которая позволяет формировать благоприятные условия для проектной деятельности в Институте.
Отдельная признательность — Наталье Евгеньевне Сердитовой, вдохновившей запуск интенсива «От идеи к прототипу» в Тверском государственном университете и являющейся лидером организаторов интенсива и наставников всех сезонов проектно-образовательного интенсива «От идеи к прототипу».
Таким образом, 2024 год не только принёс новые победы и весомые достижения для студентов и преподавателей ИПОСТ, но и закрепил инновационный статус авторской технологии А.П. Сильченко как надёжного фундамента для современного проектного обучения. Дальнейшее совершенствование технологии открывает новые горизонты в формировании востребованных и конкурентоспособных специалистов, способных создавать продукты и решения, выходящие далеко за рамки учебных аудиторий.