Применяется в случаях, когда на одну позицию рассматривается несколько кандидатов.
Каждому претенденту на вакансию задаются одни и те же вопросы.
Интервью соответствует определенной тематической структуре.
Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов.
2. Свободное интервью
Носит характер непринужденной беседы.
Интервьюер следует лишь общему плану, соответствующему задачам интервью.
Вопросы задаются по ситуации, на основе информации, полученной из ответов кандидата.
Может строиться на основе методики «Разговора ни о чем», когда с кандидатом в свободной манере обсуждаются темы отпуска/отдыха, хобби, любимые домашние животные, родители/дети и т.д.
3. Интервью по компетенциям
Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.
Для каждой должности выделяются ключевые компетенции, которыми кандидат должен обладать.
Интервью проводится на основе списка вопросов или кейсов (заданий) которые позволяют выявить необходимый способ поведения кандидата в типичных рабочих ситуациях.
Кандидата обычно просят привести примеры решения требуемых задач из своего опыта или спроектировать возможные варианты своего поведения в предложенной ситуации.
Оценка компетенций кандидата, как правило, проводится по бальной шкале.
Интервью по компетенциям чаще используют рекрутинговые компании при отборе среднего и топ-менеджмента, крупные западные компании.
Элементы интервью по компетенциям используют большинство интервьюеров.
Компетенция (от лат. competentis способный) – это личная способность специалиста решать определенный вид профессиональных задач.
Какие компетенции чаще всего оцениваются во время интервью?
Инициативность — выраженное желание и умение принимать активное участие в процессе работы, реализовывать собственные идеи и доводить начатое до конца.
Планирование — способность выбрать направление деятельности, разработать, исходя из имеющихся ресурсов, план действий, необходимых для достижения намеченного результата.
Стрессоустойчивость — способность сохранять уровень профессиональной эффективности при работе в условиях недостатка времени и/или других интеллектуальных, волевых и моральных перегрузок.
Гибкость — способность оперативно и безболезненно реагировать на изменения ситуации без потери эффективности.
Лидерство — умение организовать работу других людей таким образом, чтобы вызвать в них доверие и высокую мотивацию достижения общей цели.
Личная ответственность — умение брать ответственность за все свои действия, поступки, обязательства и решения.
Вера в себя — уверенность человека в своих способностях и возможностях.
Взаимодействие с окружающими — общая способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.
Влияние на окружающих — умение влиять на поступки, мнения и решения других людей.
Внимание к деталям — умение вычленять и анализировать отдельные аспекты ситуации или этапы задания.
Внутренний самоконтроль — умение контролировать свои эмоции и действовать рационально в сложных ситуациях.
Гармоничное принятие решений — умение принимать разумные и своевременные решения дома и на работе.
Дальновидность — умение предусмотреть все возможные последствия предпринимаемых действий.
Дипломатичность и такт — умение относиться к окружающим справедливо и объективно, вне зависимости от личных пристрастий или убеждений.
Здравый смысл — находчивость и умение подойти рационально к решению любой ситуации
Примеры вопросов на интервью по компетенциям
Расскажите о том, как Вы…
Использовали свои личностные качества для достижения цели.
Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения.
Эффективно выполнили работу в условиях стресса.
Разрешили конфликтную ситуацию с коллегой (руководителем).
Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
Пропустили очевидное решение проблемы.
Не смогли вовремя выполнить задание.
Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
Отчитались о хорошо сделанной работе.
Приняли ответственное решение при нехватке информации.
Были вынуждены принять непопулярное решение.
Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения.
Представили успешное решение или проект.
Преодолели сложное препятствие.
Переоценили или недооценили важность чего-либо.
Выбрали неправильное решение.
4. Ассессмент-центр
Что это такое?
Это самый сложный вид интервью, который представляет собой процедуру оценки группой экспертов умений и навыков группы участников из 15-17 человек.
Оценка компетенций участников осуществляется посредством наблюдения за их реальным поведением в предлагаемых ситуациях разного формата: групповые дискуссии, парные игры, индивидуальные письменные задания, групповой разбор ситуаций (case study), ролевые игры и т.д.
Как проходит Ассессмент?
Для оценки каждой компетенции предлагается несколько заданий, что резко уменьшает шансы участника замаскировать реальный уровень их развития.
В каждом задании за каждым участником закреплен эксперт. Он подробнейшим образом фиксирует результаты наблюдения за своим подопечным в специальном бланке. У каждого участника в разных заданиях разные эксперты, это уменьшает действие субъективных факторов.
Оценка может продолжаться от полудня до двух дней в зависимости от количества компетенций, которые необходимо оценить.
Может дополняться вспомогательными процедурами — тестированием, интервью по компетенциям, которые дают дополнительную информацию и повышают точность оценки.
Окончательная оценка дается после согласования оценок всех экспертов.
Варианты заданий в центрах оценки
Мини-интервью по компетенциям
Позволяет оценить необходимые компетенции
Презентация на заданную тему.
Позволяет оценить навыки публичных выступлений, стрессоустойчивость, аналитические способности, навыки работы с информацией, умение быстро находить и грамотно выстраивать аргументы, выходить из сложных ситуаций.
Аналитические задания. Например: на основе свода данных по определенному сегменту рынка и показателей компании из этого сегмента представить свои решения, прогнозы или выводы и их обоснования.
Обычно ни компания, ни рынок, описанные в упражнении, не имеют ничего общего с профессией и специализацией кандидатов. Цель – посмотреть, насколько быстро сотрудник сможет сориентироваться в большом количестве незнакомой информации, уловить общие закономерности и построить свои выводы на основе имеющихся данных.
Групповая дискуссия. Как правило, проходит в два этапа. На первом этапе необходимо на основании определенного количества информации принять собственное решение. Во второй части упражнения группа должна договориться и принять решение сообща.
Подобные задания помогают измерить умение убеждать, ориентированность на результат, способность организовывать групповые процессы, уровень агрессивности, лидерские качества, способность вовлекать коллектив в дискуссию и находить компромиссы. Если цель упражнения – прийти к общему решению, кто-то из участников может благодаря настойчивости, активности, а иногда даже агрессивному давлению заставить группу принять общее и лучшее, на его взгляд, решение и добиться результата вовремя. Но если измеряются не способность человека влиять на других, а умение слушать или находить компромиссы, результат для такого кандидата будет обратным ожидаемому.
Ролевая игра.
Оценка потенциала развития, лидерских компетенций, управленческих и коммуникативных навыков, мотиваторов, умений работать в команде и взаимодействовать.