1. Структурированное интервью
- Применяется в случаях, когда на одну позицию рассматривается несколько кандидатов.
- Каждому претенденту на вакансию задаются одни и те же вопросы.
- Интервью соответствует определенной тематической структуре.
- Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов.
2. Свободное интервью
- Носит характер непринужденной беседы.
- Интервьюер следует лишь общему плану, соответствующему задачам интервью.
- Вопросы задаются по ситуации, на основе информации, полученной из ответов кандидата.
- Может строиться на основе методики «Разговора ни о чем», когда с кандидатом в свободной манере обсуждаются темы отпуска/отдыха, хобби, любимые домашние животные, родители/дети и т.д.
3. Интервью по компетенциям
- Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.
- Для каждой должности выделяются ключевые компетенции, которыми кандидат должен обладать.
- Интервью проводится на основе списка вопросов или кейсов (заданий) которые позволяют выявить необходимый способ поведения кандидата в типичных рабочих ситуациях.
- Кандидата обычно просят привести примеры решения требуемых задач из своего опыта или спроектировать возможные варианты своего поведения в предложенной ситуации.
- Оценка компетенций кандидата, как правило, проводится по бальной шкале.
- Интервью по компетенциям чаще используют рекрутинговые компании при отборе среднего и топ-менеджмента, крупные западные компании.
- Элементы интервью по компетенциям используют большинство интервьюеров.
Компетенция (от лат. competentis способный) – это личная способность специалиста решать определенный вид профессиональных задач.
Какие компетенции чаще всего оцениваются во время интервью?
- Инициативность — выраженное желание и умение принимать активное участие в процессе работы, реализовывать собственные идеи и доводить начатое до конца.
- Планирование — способность выбрать направление деятельности, разработать, исходя из имеющихся ресурсов, план действий, необходимых для достижения намеченного результата.
- Стрессоустойчивость — способность сохранять уровень профессиональной эффективности при работе в условиях недостатка времени и/или других интеллектуальных, волевых и моральных перегрузок.
- Гибкость — способность оперативно и безболезненно реагировать на изменения ситуации без потери эффективности.
- Лидерство — умение организовать работу других людей таким образом, чтобы вызвать в них доверие и высокую мотивацию достижения общей цели.
- Личная ответственность — умение брать ответственность за все свои действия, поступки, обязательства и решения.
- Клиентоориентированность — стремление удовлетворить потребности покупателя.
- Вера в себя — уверенность человека в своих способностях и возможностях.
- Взаимодействие с окружающими — общая способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.
- Влияние на окружающих — умение влиять на поступки, мнения и решения других людей.
- Внимание к деталям — умение вычленять и анализировать отдельные аспекты ситуации или этапы задания.
- Внутренний самоконтроль — умение контролировать свои эмоции и действовать рационально в сложных ситуациях.
- Гармоничное принятие решений — умение принимать разумные и своевременные решения дома и на работе.
- Дальновидность — умение предусмотреть все возможные последствия предпринимаемых действий.
- Дипломатичность и такт — умение относиться к окружающим справедливо и объективно, вне зависимости от личных пристрастий или убеждений.
- Здравый смысл — находчивость и умение подойти рационально к решению любой ситуации
Примеры вопросов на интервью по компетенциям
Расскажите о том, как Вы…
- Использовали свои личностные качества для достижения цели.
- Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения.
- Эффективно выполнили работу в условиях стресса.
- Разрешили конфликтную ситуацию с коллегой (руководителем).
- Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
- Пропустили очевидное решение проблемы.
- Не смогли вовремя выполнить задание.
- Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
- Отчитались о хорошо сделанной работе.
- Приняли ответственное решение при нехватке информации.
- Были вынуждены принять непопулярное решение.
- Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения.
- Представили успешное решение или проект.
- Преодолели сложное препятствие.
- Переоценили или недооценили важность чего-либо.
- Выбрали неправильное решение.
4. Ассессмент-центр
Что это такое?
- Это самый сложный вид интервью, который представляет собой процедуру оценки группой экспертов умений и навыков группы участников из 15-17 человек.
- Оценка компетенций участников осуществляется посредством наблюдения за их реальным поведением в предлагаемых ситуациях разного формата: групповые дискуссии, парные игры, индивидуальные письменные задания, групповой разбор ситуаций (case study), ролевые игры и т.д.
Как проходит Ассессмент?
- Для оценки каждой компетенции предлагается несколько заданий, что резко уменьшает шансы участника замаскировать реальный уровень их развития.
- В каждом задании за каждым участником закреплен эксперт. Он подробнейшим образом фиксирует результаты наблюдения за своим подопечным в специальном бланке. У каждого участника в разных заданиях разные эксперты, это уменьшает действие субъективных факторов.
- Оценка может продолжаться от полудня до двух дней в зависимости от количества компетенций, которые необходимо оценить.
- Может дополняться вспомогательными процедурами — тестированием, интервью по компетенциям, которые дают дополнительную информацию и повышают точность оценки.
- Окончательная оценка дается после согласования оценок всех экспертов.
Варианты заданий в центрах оценки
Мини-интервью по компетенциям | Позволяет оценить необходимые компетенции |
Презентация на заданную тему. | Позволяет оценить навыки публичных выступлений, стрессоустойчивость, аналитические способности, навыки работы с информацией, умение быстро находить и грамотно выстраивать аргументы, выходить из сложных ситуаций. |
Аналитические задания. Например: на основе свода данных по определенному сегменту рынка и показателей компании из этого сегмента представить свои решения, прогнозы или выводы и их обоснования. | Обычно ни компания, ни рынок, описанные в упражнении, не имеют ничего общего с профессией и специализацией кандидатов. Цель – посмотреть, насколько быстро сотрудник сможет сориентироваться в большом количестве незнакомой информации, уловить общие закономерности и построить свои выводы на основе имеющихся данных. |
Групповая дискуссия. Как правило, проходит в два этапа. На первом этапе необходимо на основании определенного количества информации принять собственное решение. Во второй части упражнения группа должна договориться и принять решение сообща. | Подобные задания помогают измерить умение убеждать, ориентированность на результат, способность организовывать групповые процессы, уровень агрессивности, лидерские качества, способность вовлекать коллектив в дискуссию и находить компромиссы. Если цель упражнения – прийти к общему решению, кто-то из участников может благодаря настойчивости, активности, а иногда даже агрессивному давлению заставить группу принять общее и лучшее, на его взгляд, решение и добиться результата вовремя. Но если измеряются не способность человека влиять на других, а умение слушать или находить компромиссы, результат для такого кандидата будет обратным ожидаемому. |
Ролевая игра. | Оценка потенциала развития, лидерских компетенций, управленческих и коммуникативных навыков, мотиваторов, умений работать в команде и взаимодействовать. |
Информация
Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 58
тел 8 (4822): 78-89-09 (доб. 290)
Email: sbt@tversu.ru
Соцсети
Контакты
Принимали участие в мероприятиях Центра карьеры?