Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Центр карьеры

×
Соискателям Проекты Наши исследования

Тверской государственный университет

О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
СоискателямСтажировкиСтуденческий отряд "Помощник"ВакансииРоссийские студенческие отрядыБаза вакансий учителейПрактика для студентовМолодёжное предпринимательствоТренингиПрофориентационное тестированиеТрудоустройство с ОВЗРубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗSoft skills для успехаПодготовка к собеседованиюКак составить резюмеКарьерный портретВиды интервьюКак писать сопроводительные письмаКак писать рекомендательные письмаИщу работу: как избежать ошибокЧто такое Assessment-центр
Стажировки
Студенческий отряд "Помощник"
Вакансии
Российские студенческие отряды
База вакансий учителей
Практика для студентов
Молодёжное предпринимательство
Тренинги
Профориентационное тестирование
Трудоустройство с ОВЗЗаконодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ОВЗКомпании Тверской области, предлагающие квотируемые местаТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЁЖИ с ОВЗПроблемы трудоустройства Каналы поиска работы Полезные сайты в сфере трудоустройства
Рубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»
Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗКоучинг «Карьерное планирование» для лиц с ОВЗТехнологии эффективного трудоустройства3 лайфхака для успешного трудоустройства
Soft skills для успехаЭмоциональный интеллект: что это и как его развить?5 «гибких навыков», необходимых для успешной карьеры
Подготовка к собеседованиюКак подготовиться к собеседованиюОтветы на непростые вопросыЭффективная самопрезентацияКак пройти собеседование по телефонуСобеседование на английском языкеТестирование при приеме на работуКак успешно пройти собеседованиеКакие бывают собеседованияВопросы на собеседовании: интервью по компетенциямВопросы на собеседовании: ситуационное или кейс-интервьюСтрессовое собеседование и стрессовые вопросыКакие вопросы надо задавать работодателюСекреты успешного трудоустройства50 вопросов, которые задают на собеседовании
Как составить резюмеКак составить резюмеКак составлять резюме на английском языкеКак создать видеорезюме
Карьерный портрет
Виды интервью
Как писать сопроводительные письма
Как писать рекомендательные письма
Ищу работу: как избежать ошибокОсновные этапы эффективного трудоустройства У меня нет опыта работы. Что делать?Забудьте эту фразу на собеседованииЗачем нужна мама на собеседованииКак соционика помогает при поиске работы?Мошенничество под видом «надомной работыКак вычислить работодателей-мошенниковКак найти работу на «Днях карьеры»Карьерная траектория: кто подготовлен, тот успешенСиндром самозванца: что это и как с этим бороться?
Что такое Assessment-центр
ПроектыНеделя карьерыCareer CityXXI карьерный марафонОнлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»Электронная ярмарка вакансийI Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»Студенческий проект «Career Start»Проект «Карьерный взлет»Курс «Технологии эффективного трудоустройства»Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»Молодые специалисты на современном рынке трудаТренинговый марафон «Ключ к успеху»Архив проектов
Неделя карьерыНеделя карьеры 2021Ночь карьеры 2019Ночь карьеры 2018Ночь карьеры 2017День карьеры 2016День карьеры 2015День карьеры 2014День карьеры 2013День карьеры 2012День карьеры 2011День карьеры 2010
Career City
XXI карьерный марафон
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»
Электронная ярмарка вакансий
I Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»
Студенческий проект «Career Start»
Проект «Карьерный взлет»
Курс «Технологии эффективного трудоустройства»
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»
Молодые специалисты на современном рынке труда
Тренинговый марафон «Ключ к успеху»
Архив проектовКруглый стол «Тенденции молодежного рынка труда»Коммуникативная площадка «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ с работодателем»«Тренинговый марафон-2016»«Учусь, развиваюсь, работаю!»Деловая игра «Курс на развитие» 2014Деловая игра «Курс на развитие» 2013Интервью с успешным человеком
Наши исследованияГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке трудаЕжемесячный мониторинг молодёжного рынка трудаМониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУАнкетирование соискателейАнкетирование работодателейОценка работодателями уровня подготовки выпускниковАрхив
Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда
Ежемесячный мониторинг молодёжного рынка труда
Мониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.
Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУРезультаты мониторинга занятости выпускников 2021 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2020 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2019 года
Анкетирование соискателей
Анкетирование работодателейИсследование базовой подготовленности выпускников 2020Исследование базовой подготовленности выпускников 2019
Оценка работодателями уровня подготовки выпускников
АрхивГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2020Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2019Исследование базовой подготовленности выпускников 2018Исследование базовой подготовленности выпускников 2017Насколько подготовлены выпускники к выбранной профессии?Зарплатные запросы и реальностьКомпания мечты молодого специалистаЧто обращает внимание в первую очередь при поиске работы?Что необходимо в наше время для построения успешной карьеры?Какой он «работодатель мечты»? Современные технологии для успешного трудоустройстваВзаимодействие ЦСТВ и работодателей: все возможные аспектыОпыт центров карьеры по содействию трудоустройствуУчим студентов трудоустраиватьсяСоздание эффективной системы сбора данныхТехнологии повышения эффективности работы Центров карьеры
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураИсторияАссоциация выпускниковПопечительский советПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеНормативные документыФакультеты и институтыОбразовательные программыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Нормативные документы
Факультеты и институты
Образовательные программы
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалПодготовка кадров высшей квалификацииПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"Результаты научной деятельностиНаучно-исследовательская база
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Результаты научной деятельности
Научно-исследовательская база
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИЦентр изучения и тестирования китайского языка
Центр международного сотрудничества
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр изучения и тестирования китайского языка
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Годовой мониторинг предложений вакансий на молодежном рынке труда в 2020 году

Февраль 2021 года

Автор: Цыганова Александра, ведущий специалист ЦСТМ ТвГУ

Годовой мониторинг предложений вакансий на молодежном рынке труда

Тверской области в 2020 году

Рынок труда является наглядным отражением экономического состояния страны. Анализ основных показателей, таких как динамика количества вакансий, их распределение по отраслям, а также изменение средней заработной платы за год, позволяет оценить карьерные перспективы и возможности трудоустройства выпускников.

Ежегодно Центр содействия трудоустройству молодежи проводит мониторинг молодежного рынка труда Тверской области. Для удобства сравнений в данной статье используются данные за последние пять лет (с 2016 по 2020 гг.). Вакансии длятся на три крупные группы:

Вакансии на полный рабочий день предполагают полную занятость для специалистов с высшим или средним специальным образованием. Опыт работы в таких вакансиях требуется редко, а иногда хватает реальной практики.

Вакансии для студентов отличаются наличием работы по гибкому графику или в ночное время. Предлагаемые должности, как правило, не требуют специальных знаний и умений. Надо помнить, что строчка в резюме о работе, пусть и не по специальности, всегда плюс в глазах работодателя.

Вакансии учителей выделяются в отдельную группу, поскольку именно Тверской государственный университет является единственным вузом, ведущим подготовку педагогов. В анализе участвуют данные, предоставляемые региональным министерством образования. Мы лишь анализируем полученные сведения и делаем выводы, необходимые в нашей работе.

Пандемия 2020 года внесла серьезные изменения в жизнь людей. В частности, локдаун в весенний период значительно сократил, и так невысокое число вакансий молодежного рынка. Сильнее всего уменьшилось число вакансий для студентов, а вакансии учителей в Тверской области в 2020 году и вовсе не представлены. В результате общее число вакансий за год сократилось почти на тысячу. Примечательно, что высокая конкуренция на рынке рекрутинговых услуг несколько снижает количество размещаемых вакансий. Отдельно отметим позитивный факт: большинство представленных в мониторинге вакансий соответствуют специальностям, по которым ведется подготовка в вузе.

Вакансии на полный рабочий день

Резкий рост числа вакансий на полный рабочий день в 2019 году сменился спадом (2019 год –2540 вакансий, 2020 год – 2375 вакансий). Традиционно подобные изменения связаны с отказом работодателей с массовым набором от услуг ЦСТМ. Чаще всего это представители сфер «Государственная служба» или «Call-центры». Интересно, что последние шесть лет четко прослеживается закономерность смены года с ростом на год со спадом числа вакансий.

Интересно, что распределение по месяцам среди вакансий 2020 года соответствует сложившимся закономерностям: в месяцах с максимальной учебной нагрузкой спрос минимален (см. Диаграмму №1). Самый низкий спрос на молодых специалистов пришелся на январь и декабрь 2020 года (34 на 59 вакансий соответственно). Безусловно, большую роль играет фактор неопределенности будущего в связи с распространением пандемии COVID 19. Кандидатами на работу от Центра всегда являются молодые специалисты, а благодаря графику учебного процесса можно выбрать более свободные для работы месяцы. Период с мая по июль является одним из лучших, чтобы найти молодого специалиста в свою команду. Этим обычно и пользуются работодатели. Традиционно конец учебного года становится максимальным по числу предложений на рынке труда, потому интереснее всего обратить внимание на это время. Спад числа вакансий за этот период в 2020г. относительно 2019г. составил 22%, что наглядно показывает влияние пандемии и экономического кризиса.

Диаграмма №1. Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день 2016-2020гг.

Отраслевой рейтинг вакансий на полный рабочий день претерпел изменения (см. таблицу №1). Во-первых, вновь лидирующую позицию заняла сфера «Государственная служба». Как уже говорилось выше, в первую очередь это связано с частотой подачи запроса на массовый подбор персонала в Федеральную службу безопасности. Также были представлены вакансии МВД России по Тверской области и ГУ МЧС России по Тверской области.

Отсутствие на Молодежной бирже труда вакансий учителей в районах нашей области не позволило сфере «Образование» вновь стать лидером рейтинга. Подробнее динамику формирования данной сферы рассмотрим в отдельном разделе вакансии учителей.

Впервые за все время мониторинга (более 10 лет) на третьем месте оказалась сфера «Логистика». Всплеск спроса на работников данной отрасли продиктован спецификой Твери как логистического центра, а также переориентацией многих организаций на доставку в качестве приоритетного направления развития бизнеса в условиях пандемии.

В то же время, 2020 год стал удачным для сферы «Производство». За весь период мониторинга отрасль не поднималась так высоко. По сравнению с 2019 годом доля производственного сектора увеличилась в 2 раза (см. таблицу №1). В абсолютных единицах это не так показательно, но развитие данного сектора объективно заметно.

На пятом месте отраслевого рейтинга находится сфера «Административный персонал». В 2020 году ее долевое участие составило 5%, что равно ее среднему уровню за пять лет.

За один год в два раза сократилась доля сферы «Продажи», с 8% до 4%. Даже крупные работодатели теперь указывают менее 20 вакантных мест, тогда как количество предложений раньше было более 50 ежемесячно.

С каждый годом все меньше предложений вакансий сферы «IT» (см. таблицу №1), хотя сфера остается одной самых стремительно развивающихся. Причина такого несоответствия кроется в изменении подхода данных работодателей к поиску сотрудников. Эти организации предпочитают приходить к студентам, рассказывать о себе и приглашать на стажировки.

В 2020 году сфера «Туризм/ Сфера услуг» увеличила долевое участи на 2%. Справедливости ради отметим, что данная сфера объединенная. В исследуемом году представлена в основном компаниями сферы услуг.

Развитие технологий продолжается, а это значит что спрос на сотрудников Call-центров, хотя и появился в 2020 году, но остается низким (2% общего рейтинга отраслей).

Отметим, что все следующие отрасли рейтинга традиционно представлены 2% и менее вакансий в год. На 1% по сравнению с прошлым годом сократилась доля вакансий сфер «Правоохранительные органы» и «Финансы/ Бухгалтерия/ Аудит». Второй год подряд по 1% вакансий приходится на «Недвижимость/ Строительство», «Юридические услуги» и «Банки». Последние 4 места рейтинга занимают сферы с долевым участием менее единицы. В эту группу попали отрасли закрытого рынка.

Таблица №1. Структура предложений молодежного рынка труда по отраслям в 2016 –2020гг.

При поиске работы одной из самых главных характеристик остается предлагаемый уровень заработной платы. Вакансии нашего Центра рассчитаны на молодых специалистов, потому доход от работы может немного отличаться от средне рыночного. Сразу оговоримся, что ежегодно часть работодателей не называет реальный уровень заработной платы, используя лишь общее понятие «оклад + премия». Такие вакансии не вошли в анализ.

В 2020 году в большинстве сфер наблюдается прирост заработной платы (см. таблицу №2). 12 секторов экономики предлагают доход выше, чем в прошлом году. Самую высокую заработную плату предложил работодатель экологу (40 тысяч рублей), уточним, что это единственная вакансия в данной сфере за год. Вновь наметился рост уровня заработной платы в сфере «IT». В «Строительстве» второй год подряд наблюдается снижение исследуемого показателя. Отметим, что, несмотря на колебания рынка, доход специалистов в данных отраслях остается высоким.

Страхование поднялось на 4 место рейтинга. Это одна из сфер со стабильно растущим доходом (2018 год 25,4 тыс.руб., 2019 год –26,4 тыс.руб., 2020 год – 31 тыс.руб.).

Напомним, что больше всего вакансий представлено в «Государственной службе». При этом сфера находится на пятом месте рейтинга заработной платы. Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что работу в государственных органах найти можно и оплата труда будет конкурентной.

Минимальные заработные платы остаются в сфере «Образования и культура». Отметим, что при подсчете не учитывались надбавки молодым специалистам, «сельские» и иные дополнительные надбавки (например, классное руководство). Таким образом, минимальный доход в сфере образование, компенсируется занятостью ниже, чем в других отраслях.

Таблица №2. Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2020 гг. (в тыс.руб.)

В заключении отметим, несмотря на снижение числа вакансий, уровень заработной платы не снижается, а значит возможность получать достойный доход остается.

Вакансии для студентов

 

Банк вакансий для студентов обычно формируется по тем же законам, что и банк вакансий на полный рабочий день. Но этот год стал особенным. Только к концу 2020 года работодатели начали снова предлагать вакансии для студентов в привычном объеме (см. диаграмму №2). Лишь две вакансии для студентов были представлены в марте. Безусловно, главным ограничивающим фактором 2020 года стала пандемия. Традиционно сентябрь-октябрь является вторым периодом за год, когда растет число вакансий для студентов. В этот период потенциальные сотрудники выходят на учебу, определяются с планами и перспективами на год, а также могут уделить время работе. Интересно, что в этом году традиционный спад в числе вакантных мест перед новогодними праздниками не проявился.

Диаграмма №2. Динамика формирования банка вакансий для студентов в 2017 – 2020гг.

Интересны виды представленных вакансий для студентов (см. диаграмму №3). Чаще всего в 2020 году требовались работники без специальных знаний в хорошей физической форме. Как правило, студентам предлагают работать грузчиками, упаковщиками или разнорабочими (свыше 50% вакансий для студентов). Это вакансии массового подбора, преимущественно со сменным графиком работы, что реально позволяет студентам успевать учиться и зарабатывать. Отметим, что за последний год число таких предложений резко увеличилось. Что в очередной раз подтверждает звание Твери как логистического центра.

В 2020 году сократилась доля предложений в секторе «Продажи», «Call-центры», «Реклама, маркетинг» и «Общественное питание». А этот как раз те сферы, которые попали под максимальный экономический удар.

Примечательно, что «Образование», «Производство» и «Сфера услуг» в этом году увеличили свое долевое участие. Почти ежемесячно в ЦСТМ обращаются работодатели с просьбой найти педагога в частную образовательную организацию. При этом сотрудники на производство требовались на лето, вероятнее всего на период отпусков постоянных сотрудников. А в сфере услуг появились вакантные места лишь под конец года, когда стало ясно, что нужны сотрудники для проведения новогодних банкетов.

Диаграмма №3. Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2017 – 2020гг.

Вакансии учителей

Тверской государственный университет единственное высшее учебное заведение, которое готовит педагогические кадры в регионе. Из стен почти каждого факультета выходят молодые учителя, а также в состав ТвГУ входит Институт педагогического образования и социальных технологий. Ежегодный мониторинг вакансий помогает отслеживать уровень спроса в сфере «Образования» и помогает узнать, какие направления подготовки заслуживают особого внимания.

Диаграмма №4. Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери в 2016 – 2020 гг.

В 2020 году Министерство образования Тверской области разместило 233 вакансии для учителей в городе Тверь (см. диаграмму №4). Это на 15 вакансий меньше, чем в предыдущем году, но выше, чем в 2016-2018 годах. Таким образом, можно утверждать, что спрос на педагогические кадры остается высоким. В то же время, наличие в городе образовательных учреждений для подготовки учителей и программы государственной поддержки слабо способствуют снижению спроса.

Диаграмма №5. Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2015 – 2019 гг.

Количество предметных областей, представленное в городе Твери, в исследуемый период меняется мало. Учителя всех дисциплин требуются в школы города. Единственное, что спрос на них различается. Реже всего требуются (до четырех вакансий на город) учителя биологии, географии, химии, музыки, а также педагоги-психологи. Таким образом, выпускники этих направлений подготовки почти полностью удовлетворяют потребности в педагогических кадрах.

Первые четыре места рейтинга самых востребованных педагогических кадров не меняются последние три года. А первая тройка стабильна уже пять лет. Меняется количественный спрос, а потому место в рейтинге варьируется.

Второй год подряд самыми востребованными остаются учителя начальных классов (см. таблицу №3). Количество вакантных мест и их доля в рейтинге за год немного сократились, с 20% до 18%.

На 3% в 2020 году увеличился спрос на учителей математики. Теперь они на втором месте рейтинга. При этом доля вакансий учителей английского языка сократилась на 4%. Вероятнее всего, в быстроменяющихся условиях, работа в школе является стабильной и социально защищенной.

Третий год подряд на четвертом месте рейтинга вакансии учителей русского языка и литературы. Отметим, что в 2018-2019 году доля этих вакансий была 11%, а в 2020г. – 14%.

В результате анализа спроса на педагогические кадры, следует только один вывод: необходимо менять подход к адаптации молодых специалистов и повышать престиж профессии, в том числе и материальный.

Таблица №3. Структура спроса на педагогические кадры в городе Твери за 5 лет (первые пять мест)

В целом мониторинг молодежного рынка труда 2020 года показал, что существует спрос на хорошо подготовленных специалистов, но также высок спрос на работников без профессионального образования. Какую должность занимать и сколько зарабатывать решат для себя каждый сам. К сожалению, идеальных сочетаний «легкая работа – высокий доход» для молодого специалиста не существует. Но грамотное построение карьерной траектории поможет со временем выйти на желаемые позиции и доходы. Главное начать выстраивать свой карьерный путь!

Информация


Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 58

тел 8 (4822): 78-89-09 (доб. 290)

Email: sbt@tversu.ru

Соцсети


Принимали участие в мероприятиях Центра карьеры?

Напишите, пожалуйста, отзыв