Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Центр карьеры

×
Соискателям Проекты Наши исследования

Тверской государственный университет

О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
СоискателямСтажировкиСтуденческий отряд "Помощник"ВакансииРоссийские студенческие отрядыБаза вакансий учителейПрактика для студентовМолодёжное предпринимательствоТренингиПрофориентационное тестированиеТрудоустройство с ОВЗРубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗSoft skills для успехаПодготовка к собеседованиюКак составить резюмеКарьерный портретВиды интервьюКак писать сопроводительные письмаКак писать рекомендательные письмаИщу работу: как избежать ошибокЧто такое Assessment-центр
Стажировки
Студенческий отряд "Помощник"
Вакансии
Российские студенческие отряды
База вакансий учителей
Практика для студентов
Молодёжное предпринимательство
Тренинги
Профориентационное тестирование
Трудоустройство с ОВЗЗаконодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ОВЗКомпании Тверской области, предлагающие квотируемые местаТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЁЖИ с ОВЗПроблемы трудоустройства Каналы поиска работы Полезные сайты в сфере трудоустройства
Рубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»
Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗКоучинг «Карьерное планирование» для лиц с ОВЗТехнологии эффективного трудоустройства3 лайфхака для успешного трудоустройства
Soft skills для успехаЭмоциональный интеллект: что это и как его развить?5 «гибких навыков», необходимых для успешной карьеры
Подготовка к собеседованиюКак подготовиться к собеседованиюОтветы на непростые вопросыЭффективная самопрезентацияКак пройти собеседование по телефонуСобеседование на английском языкеТестирование при приеме на работуКак успешно пройти собеседованиеКакие бывают собеседованияВопросы на собеседовании: интервью по компетенциямВопросы на собеседовании: ситуационное или кейс-интервьюСтрессовое собеседование и стрессовые вопросыКакие вопросы надо задавать работодателюСекреты успешного трудоустройства50 вопросов, которые задают на собеседовании
Как составить резюмеКак составить резюмеКак составлять резюме на английском языкеКак создать видеорезюме
Карьерный портрет
Виды интервью
Как писать сопроводительные письма
Как писать рекомендательные письма
Ищу работу: как избежать ошибокОсновные этапы эффективного трудоустройства У меня нет опыта работы. Что делать?Забудьте эту фразу на собеседованииЗачем нужна мама на собеседованииКак соционика помогает при поиске работы?Мошенничество под видом «надомной работыКак вычислить работодателей-мошенниковКак найти работу на «Днях карьеры»Карьерная траектория: кто подготовлен, тот успешенСиндром самозванца: что это и как с этим бороться?
Что такое Assessment-центр
ПроектыНеделя карьерыCareer CityXXI карьерный марафонОнлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»Электронная ярмарка вакансийI Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»Студенческий проект «Career Start»Проект «Карьерный взлет»Курс «Технологии эффективного трудоустройства»Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»Молодые специалисты на современном рынке трудаТренинговый марафон «Ключ к успеху»Архив проектов
Неделя карьерыНеделя карьеры 2021Ночь карьеры 2019Ночь карьеры 2018Ночь карьеры 2017День карьеры 2016День карьеры 2015День карьеры 2014День карьеры 2013День карьеры 2012День карьеры 2011День карьеры 2010
Career City
XXI карьерный марафон
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»
Электронная ярмарка вакансий
I Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»
Студенческий проект «Career Start»
Проект «Карьерный взлет»
Курс «Технологии эффективного трудоустройства»
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»
Молодые специалисты на современном рынке труда
Тренинговый марафон «Ключ к успеху»
Архив проектовКруглый стол «Тенденции молодежного рынка труда»Коммуникативная площадка «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ с работодателем»«Тренинговый марафон-2016»«Учусь, развиваюсь, работаю!»Деловая игра «Курс на развитие» 2014Деловая игра «Курс на развитие» 2013Интервью с успешным человеком
Наши исследованияГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке трудаЕжемесячный мониторинг молодёжного рынка трудаМониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУАнкетирование соискателейАнкетирование работодателейОценка работодателями уровня подготовки выпускниковАрхив
Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда
Ежемесячный мониторинг молодёжного рынка труда
Мониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.
Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУРезультаты мониторинга занятости выпускников 2021 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2020 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2019 года
Анкетирование соискателей
Анкетирование работодателейИсследование базовой подготовленности выпускников 2020Исследование базовой подготовленности выпускников 2019
Оценка работодателями уровня подготовки выпускников
АрхивГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2020Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2019Исследование базовой подготовленности выпускников 2018Исследование базовой подготовленности выпускников 2017Насколько подготовлены выпускники к выбранной профессии?Зарплатные запросы и реальностьКомпания мечты молодого специалистаЧто обращает внимание в первую очередь при поиске работы?Что необходимо в наше время для построения успешной карьеры?Какой он «работодатель мечты»? Современные технологии для успешного трудоустройстваВзаимодействие ЦСТВ и работодателей: все возможные аспектыОпыт центров карьеры по содействию трудоустройствуУчим студентов трудоустраиватьсяСоздание эффективной системы сбора данныхТехнологии повышения эффективности работы Центров карьеры
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураИсторияАссоциация выпускниковПопечительский советПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеНормативные документыФакультеты и институтыОбразовательные программыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Нормативные документы
Факультеты и институты
Образовательные программы
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалПодготовка кадров высшей квалификацииПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"Результаты научной деятельностиНаучно-исследовательская база
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Результаты научной деятельности
Научно-исследовательская база
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИЦентр изучения и тестирования китайского языка
Центр международного сотрудничества
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр изучения и тестирования китайского языка
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Годовой мониторинг предложений вакансий на молодёжном рынке труда в 2019 г.

Март 2020 г.Автор: Цыганова Александра,
ведущий инженер РЦСТВ ТвГУ

Годовой мониторинг предложений вакансий на молодёжном рынке труда Тверской области в 2019 г.

Мир вокруг нас постоянно меняется. Отслеживание актуальной ситуации становится не просто желанием, а необходимостью. Быть в курсе тенденций и трендов – значит иметь больше шансов на достижение профессионального успеха. Ежегодно Центр содействия трудоустройству молодёжи отслеживает изменения спроса на молодёжном рынке труда Тверской области. Наше исследование поможет не только оценить возможности для старта карьеры, но и подскажет наиболее востребованные направления для учёбы. Наглядность сравнения обеспечивает анализ данных за пять лет (с 2015 по 2019 гг.). При этом вакансии делятся на три крупные группы:

  • Вакансии на полный рабочий день предполагают полную занятость для специалистов с высшим или средним специальным образованием. Опыт работы в таких вакансиях требуется редко, а иногда хватает реальной практики.
  • Вакансии для студентов отличаются возможностью работы по гибкому графику или в ночное время. Предлагаемые должности, как правило, не требуют специальных знаний и умений. Важно помнить, что наличие в резюме строчки с опытом работы, пусть и не по специальности, всегда плюс в глазах работодателя.
  • Вакансии учителей выделяются в отдельную группу, поскольку именно Тверской государственный университет является единственным вузом в нашем регионе, ведущим подготовку педагогов. В анализе участвуют данные, предоставляемые региональным министерством образования. Мы лишь анализируем полученные сведения и делаем выводы, необходимые для нашей дальнейшей работы.

Начавшийся в 2017 году спад количества вакансий продолжается третий год подряд. Уменьшение 2019 года происходит за счёт сокращения числа вакансий на неполный рабочий день. Одной из возможных причин такой тенденции является закрытие организаций с подобными вакансиями. Также стоит отметить, что в 2019 году совершенно отсутствуют вакансии call-центров на полный рабочий день, что опять же сильно меняет картину банка вакансий.

Вакансии на полный рабочий день

В последние пять лет количество вакансий на полный рабочий день колеблется в интервале от двух до трёх тысяч в год. Максимальное число предложений пришлось на 2017 год (2717 вакансий), а минимальное – на 2018 (2162 вакансия). Подобные изменения связаны с появлением или отказом от услуг ЦСТМ работодателей с большим числом вакансий ежемесячно. Как правило, это работодатели из сфер «Гос. служба» или «Call-центры». В результате спроса на педагогов в 2019 году произошёл рост числа предложений на 378 вакансий относительно предыдущего года (2540 вакансий). Подробнее в разделе «Вакансии для учителей».

Сохраняется тенденция постепенного снижения числа предложений о работе к концу года (см. диаграмму № 1). Особенно на общем фоне выделяется ноябрь 2019 года, когда за целый месяц было подано лишь 16 запросов на поиск сотрудников. В противовес этому – максимальное число вакансий за пять лет пришлось на июнь того же года (403 вакансии). Второй месяц по количеству предложений от работодателей – май. Подобное распределение спроса по месяцам обусловлено спецификой потенциальных сотрудников. Основными трудовыми кадрами Центра являются студенты и выпускники, которые готовы приступить к работе именно в последние месяцы учебного года, тогда как конец календарного года, напротив, наименее предпочтителен для начала трудовой деятельности.

Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день в 2015–2019 гг.
Диаграмма № 1. Динамика формирования банка вакансий на полный рабочий день в 2015–2019 гг.

Наиболее интересны для анализа те сферы молодёжного рынка труда Тверской области, которые заинтересованы в новых сотрудниках.

Последние три года лидеры отраслевого рейтинга вакансий остаются неизменны (см. таблицу № 1). В 2019 году первое место снова заняла сфера «Образование». Данное изменение не случайно. В этом году сложился очень высокий спрос на учителей, причём как в Тверской области, так и непосредственно в Твери. О причинах такого спроса и конкретные направления оценим в разделе «Вакансии учителей».

Доля вакансий сферы «Государственная служба» в 2019 году опустилась на 7 % и стала равной уровню 2017 года (29 %). Несмотря на такие изменения, спрос остаётся высоким. В первую очередь это обусловлено предложениями Федеральной службы безопасности и Федеральной службы судебных приставов.

Начиная с 2017 года, третье место стабильно занимает сфера «Продажи». Её долевое участие в этот период не меняется (8 %). Столь высокое место в рейтинге обусловлено структурой регионального рынка. Мы же предлагаем обратить внимание на этот сектор тем соискателям, которые стремятся получать заработную плату, напрямую зависящую от их личных усилий.

Уже второй год подряд 6 % отраслевого рейтинга приходится на сферу «Производство». Если вспомнить, что общее число вакансий в 2019 году выше, чем в 2018, то становится очевидно, что по абсолютным значениям в данной сфере наметился рост. Данное изменение можно трактовать как развитие этого сегмента в регионе.

В 2019 году рост на 1 % демонстрируют вакансии следующих сфер: «Административный персонал» и «Правоохранительные органы». Спад на 1 % – в сферах «Финансы/Бухгалтерия» и «Логистика», на 2 % снизилась доля сферы «IT». Подобные изменения рейтинга важны, но не существенны и скорее говорят о динамичности молодёжного рынка труда.

На уровне 2018 года остались сферы «Недвижимость/Строительство», «Страхование», «СМИ/Издательская деятельность», «Туризм/Сфера услуг» и «Юридические услуги». Обычно эти сферы предлагают единичные вакансии. Постоянное присутствие этих сфер показывает, что найти работу в данных сегментах можно, приложив немного усилий.

Традиционно низким является предложение сферы «Здравоохранение», ведь Тверской государственный университет не ведёт подготовку в данном направлении. Вакансии этой сферы направлены на выпускников других учебных заведений, которые обращаются за поиском работы в ЦСТМ.

Структура предложений молодёжного рынка труда по отраслям в 2015–2019 гг.
Таблица № 1. Структура предложений молодёжного рынка труда по отраслям в 2015–2019 гг.

Оценивая предложение о работе, соискатель обязательно обращает внимание на уровень заработной платы. Вакансии ЦСТВ рассчитаны на специалистов с минимальным опытом работы, потому обещанный доход может быть несколько ниже среднерыночного.

В 2019 году в большинстве сфер произошёл рост предлагаемой заработной платы. Почти на 10 тысяч увеличился предлагаемый доход в сфере «Производство» (см. диаграмму № 2). Значительный рост произошёл в сферах «Продажи», «Логистика», «Гос. служба». Планку предлагаемой заработной платы в 2019 году сильнее всего понизили банки (минус 6 тысяч рублей). Также «IT» и «Недвижимость/Страхование» уменьшили своё зарплатное предложение. Несмотря на колебания предложенных заработных плат, второй год подряд безоговорочным лидером по уровню дохода остаётся сфера «Недвижимости/Строительство». Далее идёт «Производство». Третье и четвёртое место рейтинга уровня заработной платы занимают сфера «Продажи» и «Логистика». Обратить внимание на это стоит тем соискателям, которые хотят сменить сферу деятельности без получения дополнительного образования.

Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2018–2019 гг. (в тыс. руб.)
Диаграмма № 2. Рейтинг средней заработной платы по сферам в 2018–2019 гг. (в тыс. руб.)

В заключении отметим, что растёт не только количество вакансий в реальном секторе экономики, но и улучшаются условия работы. А это должно способствовать развитию нашего региона.

Вакансии для студентов

Число вакансий для студентов из года в год постепенно уменьшается. В первую очередь это связано с изменением предлагаемых графиков. Всё реже работодатели предлагают должности, позволяющие совмещать работу с учёбой. Нагляднее всего это показано на диаграмме № 4 «Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов». Формирование банка вакансий для студентов происходит по тем же законам, что и банка вакансий на полный рабочий день.

Больше всего вакансий 2019 года приходится на май, июнь и на сентябрь. Если в первые два периода работодатели рассчитывают на снижение загруженности у студентов, то во втором – на энтузиазм после летнего отдыха. Реже всего в 2019 году организации искали работников в ноябре (51 вакансия), феврале (77 вакансий) и в декабре (80 вакансий). Данный спад совпадает с общей рыночной тенденцией: не искать новых сотрудников в канун длительных праздников.

Остановимся подробнее на видовом разнообразии вакансий для студентов. Несмотря на существующее мнение, что вакансии на неполный рабочий день представлены в основном в сфере общественного питания, можно выделить более десяти разных направлений, в которых доступны вакансии с таким графиком.

В 2019 году максимальный спрос пришёлся на работников склада и логистики (см. диаграмму № 3). Причём заявки на поиск сотрудников Центр получил от нескольких работодателей. Можно утверждать, что данная группа вакансий пришла на смену ранее многочисленным вакансиям call-центров. Это изменение наглядно демонстрирует развитие технологий. Всё чаще звонки производятся посредством специальных программ, без участия сотрудников. В результате многолетний лидер видового разнообразия – call-центры, опустился на 3 место.

Динамика формирования банка вакансий для студентов в 2016–2019 гг.
Диаграмма № 3. Динамика формирования банка вакансий для студентов в 2016–2019 гг.

Последние четыре года на сферу «Продажи» традиционно приходится от 14 до 17 % вакансий. Это самая стабильная отрасль рейтинга. Доля вакансий сферы «Общественное питание» за 2019 год увеличилась и достигла уровня 2017 года.

По сравнению с предыдущим годом уровень вакансий сфер «Интервьюер» и «Промоутер» вырос, но не достиг показателей начала исследования (2016 год). Вероятнее всего и эти варианты работы постепенно теряют свою актуальность. Доля оставшихся сфер в 2019 году снизилась, являясь невысокой изначально (см. диаграмму № 4). Это говорит о том, что найти работу в данных секторах возможно, однако, таких предложений немного.

Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2016–2019 гг.
Диаграмма № 4. Рейтинг видового разнообразия вакансий для студентов в 2016–2019 гг.

Вакансии учителей

Тверской государственный университет – единственное высшее учебное заведение, которое готовит педагогические кадры в Тверском регионе. Почти из стен каждого факультета выходят молодые учителя, а так же в состав ТвГУ входит Институт педагогического образования и социальных технологий. Ежегодный мониторинг вакансий помогает отслеживать уровень спроса в сфере «Образование». А также помогает узнать, какие направления подготовки заслуживают особого внимания.

2019 год стал рекордным по числу вакансий. Повышение спроса на учителей произошло не только на территории Тверской области, но и в областном центре. Единственной сложностью анализа является 2018 год, когда в мониторинге участвовали лишь предложения о трудоустройстве в Калининском районе Тверской области. Опираясь на это уточнение, можно говорить о регулярно повышающемся спросе на учителей.

Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2015–2019 гг.
Диаграмма № 5. Количество вакансий учителей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2015–2019 гг.

За пять лет количество педагогических вакансий в городе Твери увеличилось почти на 100 штук (см. диаграмму № 5). В целом же существует тенденция чередования роста в нечётные годы и спада в чётные. За исключением 2018 года, количество вакансий учителей в Тверской области постоянно увеличивается. Причём ежегодный рост составляет более 100 позиций. Это пугающая тенденция с учётом наличия педагогического института и педагогических колледжей по области, а так же мер поддержки молодых специалистов.

Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2015–2019 гг.
Диаграмма № 6. Количество предметных областей, предлагаемое органами управления образования Твери и Тверской области в 2015–2019 гг.

Количество предметных областей, представленное в городе Твери, в исследуемый период меняется мало. Заметное увеличение их числа в 2019 году связано с изменением предлагаемых вариантов трудоустройства в Тверской области. Так, в этом году в мониторинге участвуют не только вакансии школьного образования, но и дошкольного образования, а также дополнительного образования. Последний вид вакансий включает в себя тренеров различных спортивных секций и преподавателя робототехники.

Остановимся подробнее на первой пятёрке самых востребованных вакансий учителей в городе Твери. Чаще всего в 2019 году в школах не хватает учителей начальных классов (20 % от общего числа вакансий). Впервые за 5 лет они поднялись так высоко в рейтинге. Традиционно педагоги этого направления занимают вторую или третью строку.

Структура спроса на педагогические кадры в городе Твери за 5 лет (первые пять мест)
Таблица № 2. Структура спроса на педагогические кадры в городе Твери за 5 лет (первые пять мест)

Второй год подряд второе место занимают учителя английского языка. Отметим, что спрос на этих специалистов максимальный за пять лет (18 % в 2019 году). Данный рост говорит о снижении привлекательности профессии учителя у выпускников факультета иностранных языков и международной коммуникации.

На третье место опустился лидер предыдущих четырёх лет – учитель математики. Стоит отметить, что доля за последние три года не сильно изменилась и находится в диапазоне 12–14 % (см. таблицу № 2).

Долевой спрос на учителей русского языка и литературы второй год подряд не меняется и составляет 11 % от общего числа вакансий.

Впервые в рейтинг спроса попали воспитатели дошкольных групп. Этому могли поспособствовать два фактора: во-первых, реальное повышение спроса на педагогов дошкольных учебных заведений, а во-вторых, изменение предоставляемых данных.

В результате получается, что, несмотря на наличие Института педагогического образования и социальных технологий в структуре ТвГУ, спрос на выпускников данного направления подготовки огромен.

Традиционно структуры спроса на педагогические кадры в Тверской области и в Твери совпадают. Разница заключается в позиции, занимаемой в рейтинге.

Самыми востребованными учителями в Тверской области стали педагоги английского языка (см. таблицу № 3). Лидер прошлых трёх лет – учитель математики – опустился на третье место, хотя в долевом отношении цифры мало изменились (2016 г. – 16 %, 2017 г. – 10 %, 2018 г. – 11 %). Так же 11 % от общего числа вакансий приходится на учителей русского языка и литературы. Доля этих преподавателей меняется ещё меньше в исследуемом отрезке (от 7 % до 11 %).

Из постоянно участвующих в рейтинге узкопрофильных вакансий педагогов последние строчки, как правило, занимают учителя начальных классов. Возможно, в сельской местности работу этого педагога выполняют по совместительству другие преподаватели, тем самым перекрывая высокий спрос.

Как и в структуре спроса на педагогические кадры в городе Тверь, так и в Тверской области, воспитатели попали в рейтинг. Причины этого мы озвучили выше. Что касается воспитателей в Тверской области, то спрос на них немного выше (на 4 % относительно общего числа вакансий), чем в Твери.

По итогам анализа спроса на учителей можно сделать вывод, что с годами потребность в учителях растёт, а варианты направлений образовательной деятельности постепенно увеличиваются.

Структура спроса на педагогические кадры Тверской области за 5 лет
Таблица № 3. Структура спроса на педагогические кадры Тверской области за 5 лет

 

Информация


Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 58

тел 8 (4822): 78-89-09 (доб. 290)

Email: sbt@tversu.ru

Соцсети


Принимали участие в мероприятиях Центра карьеры?

Напишите, пожалуйста, отзыв