Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Центр карьеры

×
Соискателям Проекты Наши исследования

Тверской государственный университет

О вузе Образование Наука Международное сотрудничество Ресурсы
СоискателямСтажировкиСтуденческий отряд "Помощник"ВакансииРоссийские студенческие отрядыБаза вакансий учителейПрактика для студентовМолодёжное предпринимательствоТренингиПрофориентационное тестированиеТрудоустройство с ОВЗРубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗSoft skills для успехаПодготовка к собеседованиюКак составить резюмеКарьерный портретВиды интервьюКак писать сопроводительные письмаКак писать рекомендательные письмаИщу работу: как избежать ошибокЧто такое Assessment-центр
Стажировки
Студенческий отряд "Помощник"
Вакансии
Российские студенческие отряды
База вакансий учителей
Практика для студентов
Молодёжное предпринимательство
Тренинги
Профориентационное тестирование
Трудоустройство с ОВЗЗаконодательство, регулирующее трудоустройство лиц с ОВЗКомпании Тверской области, предлагающие квотируемые местаТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЁЖИ с ОВЗПроблемы трудоустройства Каналы поиска работы Полезные сайты в сфере трудоустройства
Рубрика «5 советов для лиц с ОВЗ»
Обучающие мероприятия для лиц с ОВЗКоучинг «Карьерное планирование» для лиц с ОВЗТехнологии эффективного трудоустройства3 лайфхака для успешного трудоустройства
Soft skills для успехаЭмоциональный интеллект: что это и как его развить?5 «гибких навыков», необходимых для успешной карьеры
Подготовка к собеседованиюКак подготовиться к собеседованиюОтветы на непростые вопросыЭффективная самопрезентацияКак пройти собеседование по телефонуСобеседование на английском языкеТестирование при приеме на работуКак успешно пройти собеседованиеКакие бывают собеседованияВопросы на собеседовании: интервью по компетенциямВопросы на собеседовании: ситуационное или кейс-интервьюСтрессовое собеседование и стрессовые вопросыКакие вопросы надо задавать работодателюСекреты успешного трудоустройства50 вопросов, которые задают на собеседовании
Как составить резюмеКак составить резюмеКак составлять резюме на английском языкеКак создать видеорезюме
Карьерный портрет
Виды интервью
Как писать сопроводительные письма
Как писать рекомендательные письма
Ищу работу: как избежать ошибокОсновные этапы эффективного трудоустройства У меня нет опыта работы. Что делать?Забудьте эту фразу на собеседованииЗачем нужна мама на собеседованииКак соционика помогает при поиске работы?Мошенничество под видом «надомной работыКак вычислить работодателей-мошенниковКак найти работу на «Днях карьеры»Карьерная траектория: кто подготовлен, тот успешенСиндром самозванца: что это и как с этим бороться?
Что такое Assessment-центр
ПроектыНеделя карьерыCareer CityXXI карьерный марафонОнлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»Электронная ярмарка вакансийI Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»Студенческий проект «Career Start»Проект «Карьерный взлет»Курс «Технологии эффективного трудоустройства»Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»Молодые специалисты на современном рынке трудаТренинговый марафон «Ключ к успеху»Архив проектов
Неделя карьерыНеделя карьеры 2021Ночь карьеры 2019Ночь карьеры 2018Ночь карьеры 2017День карьеры 2016День карьеры 2015День карьеры 2014День карьеры 2013День карьеры 2012День карьеры 2011День карьеры 2010
Career City
XXI карьерный марафон
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»
Электронная ярмарка вакансий
I Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
II Студенческий Форум «PRO УСПЕХ»
Студенческий проект «PRO работу: начни с будущего!»
Студенческий проект «Career Start»
Проект «Карьерный взлет»
Курс «Технологии эффективного трудоустройства»
Онлайн марафон для студентов «Два дня с работодателем»»
Молодые специалисты на современном рынке труда
Тренинговый марафон «Ключ к успеху»
Архив проектовКруглый стол «Тенденции молодежного рынка труда»Коммуникативная площадка «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ с работодателем»«Тренинговый марафон-2016»«Учусь, развиваюсь, работаю!»Деловая игра «Курс на развитие» 2014Деловая игра «Курс на развитие» 2013Интервью с успешным человеком
Наши исследованияГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке трудаЕжемесячный мониторинг молодёжного рынка трудаМониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУАнкетирование соискателейАнкетирование работодателейОценка работодателями уровня подготовки выпускниковАрхив
Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда
Ежемесячный мониторинг молодёжного рынка труда
Мониторинг выпускников с ОВЗ за 2017-2021гг.
Результаты мониторинга занятости выпускников ТвГУРезультаты мониторинга занятости выпускников 2021 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2020 годаРезультаты мониторинга занятости выпускников 2019 года
Анкетирование соискателей
Анкетирование работодателейИсследование базовой подготовленности выпускников 2020Исследование базовой подготовленности выпускников 2019
Оценка работодателями уровня подготовки выпускников
АрхивГодовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2020Годовой мониторинг вакансий на молодежном рынке труда 2019Исследование базовой подготовленности выпускников 2018Исследование базовой подготовленности выпускников 2017Насколько подготовлены выпускники к выбранной профессии?Зарплатные запросы и реальностьКомпания мечты молодого специалистаЧто обращает внимание в первую очередь при поиске работы?Что необходимо в наше время для построения успешной карьеры?Какой он «работодатель мечты»? Современные технологии для успешного трудоустройстваВзаимодействие ЦСТВ и работодателей: все возможные аспектыОпыт центров карьеры по содействию трудоустройствуУчим студентов трудоустраиватьсяСоздание эффективной системы сбора данныхТехнологии повышения эффективности работы Центров карьеры
О вузеОплата услугИнновационные площадкиРуководствоПротиводействие терроризму и экстремизмуСтратегия развитияКонтактыУчёный советФирменный стильПреподаватели и сотрудникиОрганизационная структураИсторияАссоциация выпускниковПопечительский советПротиводействие коррупцииТвГУ в рейтингахСведения об образовательной организацииСистема менеджмента качества
Оплата услуг
Инновационные площадки
Руководство
Противодействие терроризму и экстремизму
Стратегия развития
Контакты
Учёный совет
Фирменный стиль
Преподаватели и сотрудники
Организационная структура
История
Ассоциация выпускников
Попечительский совет
Противодействие коррупции
ТвГУ в рейтингах
Сведения об образовательной организации
Система менеджмента качества
ОбразованиеНормативные документыФакультеты и институтыОбразовательные программыАспирантураДополнительное образованиеФакультативные дисциплины
Нормативные документы
Факультеты и институты
Образовательные программы
Аспирантура
Дополнительное образование
Факультативные дисциплины
НаукаКонкурсы, гранты, стипендииЦентр коллективного пользованияНаучный потенциалПодготовка кадров высшей квалификацииПлан научных мероприятийНаучная документацияНаучные школыНаучные направленияПеречень НИОКРСтруктураКонференцииНП "Наука и университеты"Результаты научной деятельностиНаучно-исследовательская база
Конкурсы, гранты, стипендии
Центр коллективного пользования
Научный потенциал
Подготовка кадров высшей квалификации
План научных мероприятий
Научная документация
Научные школы
Научные направления
Перечень НИОКР
Структура
Конференции
НП "Наука и университеты"
Результаты научной деятельности
Научно-исследовательская база
Международное сотрудничествоЦентр международного сотрудничестваОформление документов на обучениеПодготовительное отделение. Кафедра РКИЦентр изучения и тестирования китайского языка
Центр международного сотрудничества
Оформление документов на обучение
Подготовительное отделение. Кафедра РКИ
Центр изучения и тестирования китайского языка
РесурсыЭлектронное обучениеФотогалереяВестникДокументы
Электронное обучение
Фотогалерея
Вестник
Документы

Эмоциональный интеллект: что это и как его развить?

Каждый из нас учится/работает/занимается своим любимым делом для … У каждого из нас свои намерения и цель. Но, в то же время, есть то, что объединяет все наши стремления. Это желание чего-то достичь, что-то получить от жизни для комфорта, удобства и удовлетворения потребностей. Для достижения успеха одним из важнейших компонентов является мотив. Именно система мотивов и потребностей лежит в основе любой деятельности человека. Исследования мировых психологов (Дж. Майера, П. Сэловейя, Д. Карузо, Э. Фромма, В. Вундта, Д. Гоулмана и др.) показали, что все мотивы базируются на эмоциях. Из, всего выше сказанного следует, что именно эмоции лежат в основе любой деятельности, это регуляторы нашего поведения. Это основная их функция.

Эмоции позволяют человеку развиваться, улучшать свою жизнь и самореализовываться. НО! Функция эмоций предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это лишь следствие чрезмерной силы эмоций. И здесь уже это роль эмоций, которая может быть положительной и отрицательной, а не их функция.

ПРИМЕР: Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Также и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Они всегда нужны организму. А вот роль эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели (-), нарушает или нет здоровье человека (+) и т. д.

Учитывая, что в основе любой деятельности человека лежат эмоции, крайне важно научиться сознательно управлять эмоциями. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели, это позволяет управлять поведением: своим и других людей.

Для этого вам нужно как можно раньше:

  • осознать свои эмоции
  • развить свою врожденную способность управлять ими
  • накопить эмоциональный опыт
  • и начать сознательно использовать их в своей деятельности

Эти четыре составляющие лежат в основе такой уникальной способности человека, как развитый эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач (Д. Гоулман, американский писатель, психолог, исследователь EQ).

Благодаря IQ нас принимают на работу, благодаря EQ мы делаем карьеру

 

 

Чем же отличается EI от IQ?

IQ

EQ

Обусловлен генетически

Является результатом обучения, развить эти навыки можно в любой период жизни

Предсказывает рабочую эффективность

Определяет потенциал человека в качестве профессионала или выдающегося лидера

Самая крупная профессиональная социальная сеть LinkedIn каждый год составляет список востребованных soft skills: в 2020 году эмоциональный интеллект вошел в пятерку самых ценных навыков по мнению крупных международных компаний – наравне с креативным мышлением, адаптивностью, талантом убеждать и умением сотрудничать. Продуктивность и успешность на работе на 58% зависят именно от эмоционального интеллекта. При этом люди, обладающие высоким ЭИ, в среднем зарабатывают в год больше, чем люди, у которых этот мягкий навык развит слабее.

Д. Гоулман отводит эмоциям отдельное место среди специальных способностей человека к проживанию жизни. Он отмечал, что эмоции помогают сохранить наиболее значимые для личности взаимоотношения, так как личность, понимающая и принимающая свой внутренний мир, эмоции и чувства других, формирует атмосферу открытости и доверия в отношениях с окружающими и самим собой.

Зачем понимать свои эмоции и уметь обозначить свои чувства?

Дело в том, что осознание себя, своих ощущений, эмоций, чувств является первым базовым компонентом эмоционального интеллекта, как утверждает Дэниел Гоулман. Согласно его концепции ЭИ включает 4 ключевых составляющие:

  1. Понимание своих эмоций: самосознание
  2. Управление собой: самоконтроль
  3. Понимание и принятие эмоций других людей: социальная чуткость
  4. Управление отношениями

Подробнее о структуре эмоционального интеллекта здесь.

Самодиагностика уровня развития эмоционального интеллекта

А теперь давайте определим уровень развития эмоционального интеллекта у вас. Готовы? Нарисуйте две пересекающиеся оси, где по вертикали будет «Понимание себя» и «Понимание других», а по горизонтали – «Управление собой» и «Управление другими».

Справились? Теперь:

  1. Оцените себя по 4-м компонентам эмоционального интеллекта: насколько, по-вашему мнению, у вас развит компонент «Понимание себя» и т.д. Поставите точки на каждой оси.
  2. Соедините линиями точки на осях «Управление собой» и «Понимание себя»; «Понимание других» и «Управление другими». У вас получились два треугольника. Это внутриличностный и межличностный EQ.
  3. Теперь оцените желаемый уровень развития всех 4-х компонентов (насколько требуется прирост (цифрами), также проставьте точки.
  4. Распределите в порядке значимости все компоненты, над которыми нужно работать.

Итак, база есть: меньший треугольник на схеме – это та область, на что в первую очередь стоит сделать акцент, то, что нужно развивать.

Важный момент! Для определения уровня эмоционального интеллекта существует множество тестов. НО! Все они имеют недостаток: когда вы их заполняете, вы оцениваете сами себя субъективно. Некоторые проявления характера очень сложно отследить самому, субъективность мешает в корректной оценке почти всех параметров эмоционального интеллекта. Ведь «познать самого себя – не только самая трудная вещь на свете, но, порой, и самая неприятная». Поэтому качественно определить ваш уровень развития эмоционального интеллекта сможет опытный психолог

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг 1.

Первое и самое важное – это развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому, прежде всего, важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, и этому надо учиться.

Способы:

Ведите дневник/Дневник эмоций Самоанализ – одна из главных составляющих EQ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. Важно прислушиваться к эмоциям, которые возникают у вас в течение дня. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться приложениями Личные дневники , которых сейчас огромное количество.

Путешествуйте. Расширяйте зону комфорта, посещайте новые места, страны, попадайте в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции. Вообще, путешествия – это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, так как попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представлял себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышал. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность.

Шаг 2.

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или, выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

Способы:

Практика «Немое кино». Смотри новые фильмы с отключенным звуком. Это самая безопасная и действенная тренировка на распознание чужого эмоционального состояния. Понаблюдайте за эмоциями, жестами героев, попробуйте их объяснить, а потом промотайте фильм назад, включите звук и проверьте свои предположения. Также интересно посмотреть фильм, где играют известные талантливые актеры и какой-нибудь никому неизвестный сериал. Увидите ли вы разницу без включенного звука?

Определяйте эмоции других людей. Наблюдайте, а потом просто спрашивайте в разговоре с друзьями, родными, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция. Есть интересная книга по этой теме П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица».

Шаг 3.

Управление своими эмоциями. Тренировку по управлению эмоциями можно начинать только тогда, когда вы отработаете навыки по осознанию своих и чужих эмоциональных состояний.

Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций, о чем я уже говорила. Однако эмоции невозможно подавить на совсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом уровне.

Способы:

Мимическая обратная связь. Техника актерской игры. Эмоции сильно влияют на состояние организма: учащается дыхание и пульс, повышается давление, расширяются зрачки… Но существует и так называемая мимическая обратная связь. Суть её состоит в том, что произвольная мимика также, как и непроизвольная, может вызывать эмоции. В частности, изображая определенную эмоцию, человек вскоре может начать её испытывать. Часто для снятия ненужного переживания достаточно убрать «неправильное лицо». Правда, сделать это нужно сразу же, пока эмоция ещё не успела раскрутиться

Совет: приучите себя на любое событие реагировать изначально позитивно. Таким образом, вы будете дольше и чаще находиться в положительном эмоциональном состоянии (техника «Хорошо» из когнитивно-поведенческой терапии).

Избавьтесь от ограничивающих установок. Наши установки и убеждения – это фильтр, через который мы воспринимаем любую ситуацию. Большую часть отрицательных эмоций провоцирует не сама ситуация, а ваше к ней отношение. Учитесь вовремя находить и обезвреживать негативные установки и убеждения. И… Один из действенных принципов: «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Работает отлично! Проверено!

Практикуйте саморегуляцию. Что здесь? Медитация, визуализация, всевозможные аффирмации (краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни) и т.д.

Изменение эмоций через тело. Здесь имеется ввиду телесные техники саморегуляции. К примеру, чтобы справиться с волнением, сожмите кулаки и расслабьте их. Затем напрягите мышцы ног. Если позволяет ситуация, можно потянуться, пройтись или попрыгать, а затем также расслабиться. Еще. Как только почувствуете негатив, сделай длинный выдох, а затем короткий вдох.

Шаг 4.

Управление отношениями. Умелое управление отношениями сводится к умению направлять свои эмоции и эмоции других людей.

Способы:

Вызывайте эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор.

Будьте гибкими. При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Все эти методы создают эмоциональный опыт, являющийся фундаментом для управления эмоциями, а, соответственно, экологичного управления отношениями.

А для тренировки эмоционального интеллекта предлагаем вам наш тренинг от психолога Центра карьеры

«Эмоциональный интеллект: как развить ключевой навык 21 века?»

 

Информация


Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 58

тел 8 (4822): 78-89-09 (доб. 290)

Email: sbt@tversu.ru

Соцсети


Принимали участие в мероприятиях Центра карьеры?

Напишите, пожалуйста, отзыв